- В конце июня на одноименном международном кинофоруме одна из ваших картин «Георгий» завоевала приз «Золотой витязь». Что вы хотели сказать зрителю этим фильмом?
- Лента о ветеране ВОВ Георгии Георгиевиче Савенкове из Новороссийска, в основу которой легли его воспоминания. На фронте он оказался в 17 лет, в разведке морской пехоты прошел от начала и до конца войны. Высаживался на Малую землю, прорывался на Голубую линию, брал Севастополь, Прагу, Будапешт, воевал в Японии. Человек с таким опытом, конечно же, интересен, но в том случае, если он не пересказывает то, что уже всем давно известно. Документалисту тяжелее всего попытаться добиться от героя подлинности чувств.
А Георгий - это воплощение искренности. Он не стеснялся рассказывать о том, что свои фронтовые 100 граммов обменивал на сладкое, шел в атаку с полными карманами сахара. Он никогда не считал себя лучшим. Ему просто повезло, потому что кто-то из его друзей первый шагнул в атаку. Во время съемок за стариком закрепилось прозвище - Победитель Победителевич. Это очень символично по отношению ко всему поколению. Они выиграли войну еще в 41-м,
потому что Победа - это было то единственное, чем они тогда жили. Что достается им сейчас? Материальные блага их интересуют постольку, поскольку они им нужны для нормального существования. Наш Георгий радуется тому, что живет на берегу моря, время от времени рыбачит и общается с друзьями. Война научила его главному - ценить жизнь, чего так не хватает современному обществу, в частности тем ребятам, у которых все мысли о карьере. Они получают должность и знают, что через 5 лет перейдут на следующую ступеньку, будут ездить на более дорогой машине и отдыхать где-нибудь на Канарах. Такие люди никогда не смогут изменить историю.
- Говорят, для одного из фильмов о войне вам удалось достать уникальные кадры, снятые немецкими солдатами…
- В картине «Вертикальная война» - о боях на Эльбрусе, противостоянии элитных подразделений во времена ВОВ - использованы кадры из наших госархивов, а также любительское видео немецкой стороны. Наше знакомство с немцами состоялось 17 лет назад во время их дружественного визита в Новороссийск. Тогда мы и обратились к ним с просьбой передать редкий киноархив. Узнав о намерениях - показать войну без всяких домыслов, они пошли навстречу. Удивительно, немцы нам близки по духу и именно с ними нам довелось воевать. Как раз на этой неделе улетаю в Германию.
В этой поездке хочу услышать их размышления: какими должны быть взаимоотношения между двумя народами, почему состоялась военная катастрофа и окончена ли между нами та война?
Честь пользуется спросом
- У каждой войны свой портрет. Бытует мнение, что многие из тех, кто прошел Чечню, в мирной жизни оказались невостребованными…
- Это мнение нам в свое время было навязано СМИ. На съемках в Чечне я оказался в самый разгар событий, в 1996 году. Расскажу небольшой эпизод. С нашей разведротой мы прибыли в Ханкалу. Нас встречает молодой командир. Когда все построились, он сказал: «Ребят, здесь война, стреляют и временами убивают, если кто-то ощущает, что не уверен, боится за свою жизнь, нужно принять решение сейчас - два шага из строя. Кто?» Пауза. Никто так и не вышел. Большинство были еще мальчишками, им неудобно было показать свой страх.Но зато сейчас ощущение того, что они не шагнули назад, помогает преуспевать во всем. Помните, еще в «Илиаде» говорилось: две вещи делают воина - стыд и страх. Если ему перед друзьями стыдно - это уже воин, если нет - лучше с ним расстаться. Время от времени встречаюсь с этими офицерами. Пытаюсь посмотреть, как сложилась их судьба. Кто в Чечне своих мальчишек не бросил, у кого есть некоторое понятие о чести - эти люди оказались очень востребованы в силовых структурах, в бизнесе. Одна из моих лент как раз и есть портрет этого мужественного поколения. Настоящее мужское кино: о совести, чувстве долга и ответственности за себя и близких.
- Как воспитать в современных мальчишках настоящих мужчин?
- Каждый мужчина должен пройти испытание.В советское время была банальная фраза: в жизни всегда есть место подвигу.
И неважно, что под этим подразумевается: восхождение на Эльбрус или спасение утопающего. Мужчина должен к чему-то стремиться: быть лучшим в спорте или кино, хотеть спасти родину или хотя бы сходить в армию. А парней туда сейчас не загонишь!.. После института у меня имелась возможность откосить, но противно было даже думать об этом. Считалось позором. Хотя дедовщина и тогда была.
Задумайтесь о вечном
- Большой интерес у зрителя вызывает герой вашего фильма «Русский заповедник» - священник из глухой российской деревни Виктор Салтыков. Как вы думаете, почему люди уходят в религию?
- Любая религия отвечает на вопрос: в чем смысл жизни? Никакие другие сферы деятельности не обязаны давать на него ответ. Когда человек об этом задумывается, он обязательно придет к вере в той или иной степени. Когда-то Виктор был егерем в Кавказском заповеднике, там, собственно, мы и познакомились. В 90-е даже для этого удивительного уголка наступили лихие времена - время «царской» охоты. И мы вместе, как могли, этому противостояли. Я делал разгромные статьи. Для нас Кавказский заповедник был чем-то вроде религии. 50-метровые деревья, горы, тишина - этот удивительный замысел природы и мира лично для меня был первым доказательством существования Бога. Думаю,каждому из нас необходимо такое общение с вечностью, а не только заботы о том, что сегодня покушать. Нужно помнить, что мы смертны и что есть что-то большее, чем мы.
- Валерий Григорьевич, чтобы документальное кино процветало, нужна не только духовная пища, но и хорошая материальная поддержка. Как документалистика развивается в нашем регионе?
- Большую часть денег, которые привлекаем на съемки, из-за пределов края, показывают нас в основном центральные каналы. Одно время мы плотно сотрудничали с краевыми департаментами биоресурсов, виноградарства и т. д. Наш цикл исторических передач, сюжеты об уникальных природных уголках Кубани регулярно выходили на краевом телевидении. Сейчас этого уже нет. Проекты остановлены. Считаю это большой глупостью. Документальное кино могло бы стать лучшей рекламой региона, которую не стыдно было бы показать даже за рубежом.