Фокин в стиле Григоровича

   
   

Дуэт из балета Н. Римского-Корсакова «Шехеразада», миниатюру К. Сен-Санса «Умирающий лебедь», одноактный балет Р. Шумана «Карнавал», «Жар-птицу» И. Стравинского и почему-то вальс № 7 из «Шопенианы», который мы уже видели в прошлом году.   

Не уронить «грезу»

К сожалению, казалось бы, неусложненная хореография Михаила Фокина, очередной раз беспощадно обнажила все недостатки нашей балетной труппы. 

Седьмой вальс, откуда родилась «Шопениана», - своеобразный балет о балете и, соответственно, требует утонченной стилистики. Однако наша  «романтическая греза» в первом составе танцевалась Романом Тарасовым с прицелом поднять и не уронить партнершу. В свою очередь бедная Сильфида тоже мечтала закончить вальс целой и невредимой. Более романтичный дуэт получился у фактурной Екатерины Конобеевой с Инь Даюном.

Фрагмент же из балета «Шехеразада» в исполнении Александры Сивцовой и Инь Даюна прозвучал  так неуклюже, что, увы, и речи не могло быть ни о какой восточной неге, пряности, ориентальной чувственности. К тому  же партнер настолько активно жестикулировал лицом, изображая этот самый экстаз, что, кроме как сочувствия и жалости, иных эмоций не возникало.

Мы не говорим о технике, в данном случае она не главное, здесь необходимо чувство стиля, изысканная манера Фокина, который, кстати, не любил прямых линий, считая их немузыкальными.

   
   

Предателей не прощаем

Вообще, сегодня в нашем балете беда с премьерами.  Вынудили покинуть труппу еще недавнего фаворита всех и вся Дениса Владимирова, хотя формально он ушел сам. (Артист посмел станцевать с Еленой Князьковой, которая сейчас в опале у Григоровича.) Руководство же «Премьеры» эту ситуацию  прокомментировало так: «Предателей мы не прощаем». Согласитесь, довольно странное заявление о скромном, провинциальном артисте балета в наше время. А пока чистятся и так негустые ряды нашего Театра балета от «врагов народа»,  дело уже дошло до того, что сегодня в мимансе (массовке) стоят ведущие солисты…

К сожалению, и концертная миниатюра «Умирающий лебедь» подвластная только очень талантливым и зрелым балеринам, у нас была загублена. Танец построен на мягкой, ускользающей пластике, на едва заметной внутренней игре. Наши же «этуали» больше заняты рисунком и ритмом, чем внутреннем содержанием.

Екатерина Конобеева, так и не смогла пока уловить певучую пластику рук, игру переступающих пуантов, тот нервный трепет, которые делают этот маленький шлягер шедевром. Мария Томилова станцевала улановский вариант, где Лебедь выходит лицом к зрителям, крутится словно волчок и умирает лежа.

Видно, что с артисткой основательно поработали, подгоняя под нее Лебедь Галины Улановой. Но и этот, в общем-то, мудрый ход никак не помог балерине скопировать хоть сотую часть мастерства  легендарной примы.

Грустный карнавал

Балет-пантомима «Карнавал» относится к маскарадному стилю. И, кажется, полумаска-баута, прикрывающая  лицо Арлекина, распространяется на весь образ, характер балета. «Карнавал» представляет собой цепь эпизодов, очень ярких, забавных и утонченных. Наши же артисты весь этот маскарадный шик, выразительный звуковой импрессионизм, превратили в пустой пешеходный балаган, опять же без тончайшей театральной игры и мечтательного флера.

Возможно, лишь Коломбина Ксении Бурмистровой подкупала своим очарованием, старательностью и юностью.

Грустную картину, как ни странно, представлял и очень живописный, восточно-фантастический балет «Жар-птица». Танец самой Жар-птицы строится на прыжках и беге на пальцах, ее птица должна быть манящей, шикарной, сказочной, но в исполнении Марины Лузиной и Татьяны Владимировой  мы увидели поразительно вульгарный, неэстетичный танец. Только воссозданные роскошно-изысканные костюмы и декорации Александра Головина отчасти спасают ситуацию.

В свое время гениальный русский антрепренер Сергей Дягилев потряс Париж и всю Европу этими балетами, а с фокинского «Лебедя», вообще, повел отчет так называемый новый балет. Но складывается впечатление, что наш родной кубанский балет Михаилом Фокиным завершает свою громкую карьеру, да и танцевать Фокина в жестко-напряженной стилистике Юрия Григоровича еще никто не пробовал. Мы, кажется, это сделали впервые.

Смотрите также: