2 января исполнилось 85 лет прославленному балетмейстеру Юрию Григоровичу. Дата более чем серьезная, и вдвойне отрадно, что Юрий Николаевич ее встречает в полном здравии. И пока все прогрессивное человечество отмечает замечательный юбилей, Кубань, где существует целый Театр балета имени мастера, тоже присоединился к прекрасной дате, правда, немного странным образом.
Наш праздник в честь маэстро был громко протранслирован как «Фестиваль балетов Юрия Григоровича», где в две декады, показали пять полотен хореографа. На самом же деле «фестивальное ретро» больше походило на обыкновенную рабочую афишу.
Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», наверное, один из самых, бесцветных и скучнейших балетов хореографа. Так «уколыбелить» и однообразить Шекспира, наверное, мало кому из балетмейстеров такого масштаба удавалось. Не спасает даже гениальная музыка Сергея Прокофьева и костюмы и сценография Симона Вирсаладзе.
Адаптировал к кубанским условиям Юрий Григорович и свое дебютное хореографическое полотно – прокофьевский «Каменный цветок»! Более урезанного (возможно, в этом ряду стоит еще «Спящая красавица») балета трудно себе представить. В «Каменном цветке», именно в нашей постановке, практически отсутствует финал, нет главных героев, есть лишь массовые сцены и Хозяйка Медной Горы. Одним словом, про что краснодарский «Цветок», так и остается загадкой.
Возможно, лишь «Щелкунчик» П. Чайковского в этом грустно-будничном фестивальном параде и стал приятным событием. «Щелкунчик» – один из самых лучших балетов Григоровича. Он светел, прозрачен, тих, красив, словно падающие снежинки. Балет напоминает чистый, незамутненный детский сон. Здесь Юрий Григорович изыскан, трогателен и необычайно легок. Именно этим искрящимся, как первый снег, спектаклем и завершилась так называемая балетная феерия.
К сожалению, очередной раз огорчила труппа! У нас элементарно некому танцевать ведущие мужские партии, а два наших премьера – Инь Даюн и Владимир Морозов представляют этакий балетный лазарет, со своими травмами и болячками. Владимир Морозов, танцующий все подряд, с одинаковой грацией и одинаковыми ошибками, – удивительно работоспособен, но танцовщик явно не премьеровского склада, уровня.
И можно понять, почему убираются трудные вариации, элементы, а танец упрощается до катастрофических масштабов. Хотя Юрий Николаевич и без того облегчил задачу периферийному балету, приспособив свои сложные спектакли к нашим реалиям. Печально, что самому мастеру особо нет дела до своего ребенка, да и лишний раз в интервью, в беседах маэстро старается не упоминать о краснодарской труппе.
В последнее время мы не видим и звездных гастролеров, которые хоть как-то могли бы разбавить нашу провинциальную скуку. Кстати, на фестиваль балета их ждали, но к нам не заглянули даже солисты третьего ряда ни из Большого театра, ни из Санкт-Петербурга. Зато 5 февраля реклама зазывала на звездного «Щелкунчика». Звезды были наши, родные, кубанские...