Вот текст комментария писателя: «Что за чушь собачья! Никогда ничего подобного не говорил. Фильма не видел, ничего о нем не знаю, кроме того, что действие там происходит на планете ужасных чудовищ под названием Пандора. Материала для плагиата, я бы сказал, немного. Чтобы назвать планету чудовищ Пандорой про Мир Полудня читать не обязательно, - достаточно вспомнить легенду о шкатулке Пандоры. Какой осел приписывает мне глупости, которых я не говорил? И зачем!?».
Вполне возможно, что фантазия журналистов позволила последним сделать собственные выводы из неосторожно оброненной фразы Бориса Натановича, появившейся в ответ на вопрос читателя о вероятном заимствовании идеи Джеймсом Кэмероном. Тогда Борис Стругацкий написал следующее: «Все может быть. Но не судиться же с ними!?», сообщают NEWSru.co.il.
К слову сказать, отзывы и отклики читателей и зрителей, каковые имели место после громких сообщений о «плагиате» со стороны Кэмерона, были неприятными и даже оскорбительными, как для режиссера, так и для писателя. Многие комментаторы не постеснялись тут же высказать предположение о том, что, дескать, Борис Стругацкий просто захотел подзаработать денег на чужой славе. Что ж, в очередной раз подтверждена теория о нелепости поспешных выводов.
Вообще, Камерона трудно обвинить в плагиате по той простой причине, что идея цивилизации, живущей в полном единении с живой природой описана огромным числом авторов. Камерон, например, не указал в числе своих вдохновителей своего земляка - писателя фантаста Пола Андерсона, который еще в 1978 году, в своей книге "The Avatar" (В русском издании - "Зовите меня Джо"), описал историю о больном параличом нижних конечностей Эдварде Энглси, который телепатически связывается с искусственно созданной формой жизни, чтобы изучить планету с суровыми условиями (в данном случае Юпитер).
По мнению одного из участников форума kuban.ru Джеймс Кэмерон взял часть идей для "Аватара" именно из этого рассказа.
- Саму идею управления гибридным (геногибридом человека и инопланетянина) телом для освоения враждебных человеку природных условий.
- Ужасный мир чужой планеты. И в "Аватаре" и в "Зовите меня Джо" планета (в первом случае Пандора, во втором - Юпитер) кажется большинству людей адом, но главный герой в конечном итоге понимает, что это не ад, а рай, и хочет остаться там навсегда.
- Главный герой - инвалид, у которого парализованы ноги. Тоже в обоих произведениях.
- Концепция аватаров. В "Зовите меня Джо" они описываются, как кошкоподобные существа (ю-сфинксы), во многом похожие на человека, но с хвостом и сине-серого окраса. То же самое и в "Аватаре", только Кэмерон придал им голливудской привлекательности.
- Концовка. У Пола Андерсона герой остался на Юпитере, отбросив своё человеческое тело, как ненужный придаток. В "Аватаре" - неизвестно, но в старом сценарии... в общем, Джейк Салли либо погибнет, либо останется на Пандоре навсегда, вместе с любимой Нейтири.
Образы На-ви, опять же, хорошо знакомы жителям Америки по фантастическим комиксам, экосистема заимствована сразу у нескольких фантастов. Некоторое астрономическое подобие Пандоры описывал также в своем романе Хол Клемент в романе "Огненный цикл", который в свое время был переведен на русский язык Аркадием Стругацким. Но описанная в романе планета, Абьермен, была не такой землеподобной, как Пандора.
Стоит добавить, что в отечественной фантастике биологическая цивилизация также была нарисована не одними Стругацкими. Например, в повести "У меня девять жизней" Александра Мирера трое ребят при испытаниях машины времени оказываются среди джунглей каменного века, где обнаруживают цивилизацию, научившуюся не подчинять себе природу, а жить в содружестве с ней. Природа дает людям биологической цивилизации все: еду, одежду, кров. Все здесь подчинено гармонии, каждый человек знает свое место в обществе. Но благополучие цивилизации зависит от здоровья биологического компьютера, который хранит опыт прошлого и на его основе управляет жизнью в этом обществе. Это приводит к упадку цивилизации, которая уже не в силах противостоять внешнему напору наших предков. Даже попытки пришельцев из будущего помочь ни к чему не приводят - люди, живущие в равенстве с природой не способны к насилию.
При подготовке статьи были использованы материалы сайтов internovosti.ru, fantlab.ru и aldebaran.ru.
Смотрите также:
- Мнение врача. Грани дозволенного стираются - а гомосексуализм стал нормой? →
- Кинолента Агнес Мерле – это «фильм настроения» →
- Кто подарит жизнь? →