Плевок от власти на культуру и память

   
   

В течение нескольких десятилетий жители и гости Анапы, приходя в Летнюю эстраду на концерты любимых звезд, любовались мозаичным панно, которым было украшено здание. Но вот в прошлом году после проведенного ремонта Летней эстрады все стены здания покрыли «современным облицовочным материалом – керамическим гранитом – желтого и серого цвета». Мозаика оказалась скрыта под этой новой безликой оболочкой, о чем, кстати, с возмущением писали еще в прошлом августе на городском сайте www.gorodanapa.ru. Хорошо еще, если просто скрыта, а не разрушена! А ведь мозаика эта – работы известного новороссийского художника, к сожалению, ныне покойного Петра Васильевича Итяксова. Его монументальные работы разбросаны по многим городам бывшего СССР: въезд в город Тернополь (Украина) «Чумаки»; железнодорожный вокзал в Элисте; пансионат «Золотые пески» в Анапе. Въезжая в Новороссийск со стороны Краснодара, обращаешь внимание на его композицию-триптих на торцах трех жилых многоэтажек на Анапском шоссе.

И вот – на анапской Летней эстраде мозаики уже нет. Учитывая, что Петр Васильевич сам не может постоять за свое произведение, мы решили поинтересоваться у его вдовы и сына (кстати, также известного художника Виталия Итяксова), согласовывал ли кто-то действия по «устранению» памятника архитектуры с ними как с наследниками. Оказалось, не только не согласовывали – для них новость о том, что мозаики больше не существует, стала неприятным сюрпризом. Виталий Итяксов, сказав, что, хоть он и не является юристом и не берется судить о том, кто является правообладателем данного произведения, подчеркнул, что его автором остается Петр Итяксов, и назвал происшедшее «варварством по отношению к его памяти».

Да, монументальной мозаикой любили украшать здания в советские времена. Но вот мозаик таких, сложенных вручную из цветной керамплитки, становится все меньше, а серых бетонных сооружений – все больше. Не хочется думать, что за ними – будущее. Да и не напоминает ли вам это, уважаемые читатели, историю со взрыванием Будд талибами в Афганистане (пусть и в гораздо меньшем масштабе)? А с правовой стороны: неужели, задумывая ремонт общественного здания, владельцы общественного сооружения, коим является Летняя эстрада, не обязаны были тем или иным способом узнать мнение горожан? А также мнение наследников автора и, соответственно, владельцев его авторских прав?

Прокомментировать данную ситуацию мы попросили юриста Евгения Сергеевича Иванова-Кулигина. Вот что он нам сообщил:

- Различные Российские организации, вплоть до самых высокопоставленных государственных, систематически поднимают вопрос о недопустимости сноса памятников, установленных  на территории иностранных государств в бытность Советского Союза.

Однако для того, чтобы иметь право предъявлять требования о недопустимости сноса памятников, необходимо в первую очередь навести порядок у себя и бережно относиться к культурному наследию собственной страны, собственного народа.

Любые памятники - это отражение определенного уровня жизни, мировоззрения, героизации тех или иных образов, это символы определенных взглядов,  это культура народа. Однако со времен Октябрьской революции у нас стало нормой уничтожение, снос памятников, разграбление музеев, картинных галерей, причем нередко

ради самого факта уничтожения «чуждой нам культуры». Огромный культурный слой - картины, памятники, книги безвозвратно утрачены.

Формально у нас существует законодательство об охране авторских прав. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, а также Законодательством России,  автору гарантируется то, что составляет понятие авторские права: право авторства, право на имя, право на

неприкосновенность его произведения и др. Россия в области авторского права является участницей Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав;  Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений; Всемирной конвенции об авторском праве и иных международных и всемирных соглашений (конвенций).

Соответственно,  защита авторских прав в России подпадает под юрисдикцию не только национального, но и международного права.

Вместе с тем, как неоднократно сообщали средства массовой информации, защита авторских прав находится под личным контролем губернатора Краснодарского края Ткачева А.Н.

Понятие авторских (интеллектуальных) прав в настоящее время установлено

статьей 125 Гражданского кодекса РФ. До этого, все связанное с  созданием художественных произведений и иных продуктов интеллектуальной деятельности, регламентировалось Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Закон установил, что без согласия  автора или иного правообладателя,

недопустимо любое использование авторского произведения (ст.ст. 15;16 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»; ст.ст.1225-1229;1233 Гражданского Кодекса РФ), и уж совершенно недопустимо уничтожение интеллектуальной собственности. Авторские права подлежат наследованию.

Нарушение авторских прав подлежит защите в порядке гражданского или

уголовного судопроизводства.

В данном случае наследники могут обратиться в Следственный отдел по г. Анапе Следственного комитета при Прокуратуре РФ с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту умышленного уничтожения авторского произведения, либо в Анапский суд с требованием реконструкции и восстановления

прежнего облика.

И в том и другом случае может быть заявлено требование о возмещении

убытков и компенсации морального вреда.

Смотрите также: