Примерное время чтения: 8 минут
476

По другую сторону Фемиды. Есть законы, которые вообще не работают

О том, как вершится правосудие и почему приговоры бывают несправедливыми, наш разговор с заместителем председателя Ленинского районного суда Краснодара Виктором Капрановым.

Симпатии и антипатии

«АиФ-Юг»: - С начала года в Краснодаре совершено три нападения на ваших коллег. Как судья защищен?

- Это попытки оказать давление на суд, месть. К сожалению, ни один случай не раскрыт. Виновные не установлены следствием и судом.

Это очень опасно, поскольку создается ощущение вседозволенности и безнаказанности. Что можно и таким вот способом добиваться решения тех или иных вопросов.

В отношении судей есть программа, аналогичная программе защиты свидетелей. Но чтобы она когда-либо реально приводилась в исполнение, мне неизвестно. 

«АиФ-Юг»: - А еще бывает, по закону приговор правильный, а по сути - несправедливый.

- В гражданских делах - очень часто. Прожили 20 лет, а брак не зарегистрировали. Мужчина умер - женщина лишилась всего имущества. Виновата сама, как ни жаль. У нас многие так живут. Конечно, рано или поздно возникают проблемы...

Люди могут считать, что решение несправедливо, суд отнесся предвзято, встал на сторону, казалось бы, негодяя. Но при вынесении решения это значения не имеет. В гражданском производстве всегда участвуют две стороны. Решение принимается в пользу одной.

Так же и в уголовном производстве. Любой приговор с точки зрения осужденного может быть слишком суровым, а для потерпевшего он слишком мягок. 

Добавлю, зачастую на решение судьи могут влиять и общественные интересы. Они не всегда совпадают с интересами конкретных граждан. Такие споры обычно связаны с правом собственности. Например, с изъятием домов, подлежащих сносу, и предоставлением взамен другого жилья. Скандалы с гражданами, чьи дома попали в зону строительства олимпийских объектов в Сочи, все помнят.

«АиФ-Юг»: - Пару лет назад был осужден судья и получил три с половиной года - условно. А краснодарцы из-за него лишились квартир. Поговаривали, судью «спонсировали» черные риэлторы.

- Когда возбуждалось уголовное дело, была такая предпосылка, но она не нашла доказательства. Непосредственной связи «бизнеса» черных риэлторов с действиями судьи установлено не было. Поэтому приговор для судьи был не столь суров. 

«АиФ-Юг»: - Чуть не единственный случай, когда судья был осужден... Люди, вершащие правосудие, настолько безгрешны? 

- На самом деле довольно большое количество судей лишаются своих полномочий решением дисциплинарной коллегии. Полномочия прекращаются и за волокиту, халатное отношение к обязанностям. И за проступки, совершенные в быту. Бывает, пьяный подрался, соседа оскорбил…

«АиФ-Юг»: - Взятку взял… Вам предлагали?

- А как же. Борзыми щенками, выпивкой, чаем. Когда приходит бабушка с коробкой конфет: «Сыночек, помоги» - достаточно аккуратно ее развернуть. В случаях с особенно настойчивыми гражданами приходится вызывать судебного пристава. 

Нестыковки

«АиФ-Юг»: - А какая у судьи норма выработки?

- Обоснованные нормы когда-то разрабатывались. Но их применение невозможно в связи с очень большой загруженностью судов. В советские времена на изучение одной страниц дела отводилось 20 минут. Сегодня это нереально, поскольку в «среднем» гражданском деле 70 страниц.

В прошлом году мы рассмотрели 6 тысяч дел. В этом - уже почти 4,5 тысячи гражданских дел и около 1 тысячи уголовных. А в штате 12 судей.

«Нормально», если в день выносишь пять-шесть решений и один приговор.

Понятно, что это сказывается на качестве принимаемых решений. У судьи не хватает времени должным образом изучить всю нормативную базу.

«АиФ-Юг»: - Может, нужно увеличить количество судей, чтобы качество правосудия не страдало?

- Это не выход. Нужно системно решать проблему с нестабильностью и несовершенством нашего законодательства. Только в этом году оно менялось 17 раз! То отменили «клевету», то ввели. Нижний предел убрали - вернули.

В административном кодексе - 73 органа, которые могут применять административное наказание, и часто их полномочия не соответствуют реалиям времени и положениям Конституции.

Не стыкуются земельное законодательство и законодательство об органах местного самоуправления.

Разными нормами регламентируются вопросы перепланировки, пристройки.

Принимаемые правительством постановления часто недоработаны, отсюда - колоссальное количество обращений по поводу действий органов соцзащиты, пенсионных фондов.

К нам, например, из года в год обращаются врачи центра микрохирургии глаза. Выходя на пенсию, не могут оформить медицинский стаж, потому что учреждения нет в утвержденном правительством списке лечебных учреждений. 

Появляются законы, которые вообще не работают!

Принят закон о социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний. А кто в эту категорию попадает - суд не может сказать. Потому что нет органа, который должен определять степень воздействия радиации. 

Украл курицу - в тюрьму?

«АиФ-Юг»: - Как изменился состав, категории рассматриваемых в суде дел в сравнении с совет­скими временами?

- Уголовный состав был тот же: кражи, наркотики, разбой, грабеж, мошенничество. Ничего не изменилось.

Чуть больше стало педофилии: когда тема регулярно поднимается, пробуждается низменный интерес.

Гражданских дел было меньше, потому что предметов спора было немного: кооперативная квартира, автомобиль, сервиз «Мадонна», стенка «Хельга». Сейчас - предприятия, дорогие дома, бизнес. Предметов спора миллион. 

Появились экономические преступления. В СССР действовала 93-я статья - «хищение госсобственности». Каралась она расстрелом. Сейчас воруют миллионами и миллиардами…

«АиФ-Юг»: - И наказание часто условное - почему?

- Учитывается личность подсудимого, возмещен ли ущерб. Факторов много.

«АиФ-Юг»: - А за украденную курицу в тюрьму сажают…

- В моей практике было такое. Человек украл курицу, и я его посадил. Но нужно учитывать, что у него был уже условный срок и он совершил новое преступление. По совокупности вышло 5 лет.

«АиФ-Юг»: - Как вы расслабляетесь?

- Мы с супругой любим путешествовать, в выходные выезжаем за город. Отпуск стараюсь проводить на природе. 

У нас отпуск 49 рабочих дней - представляете, как много? Но реально не более двух недель. Нагрузка на коллег становится сверхъестественной. 

«АиФ-Юг»: - Зато высокая зарплата, пенсия. 

- Не пенсия - материальное пожизненное содержание. Когда уходишь в отставку, получаешь 50 процентов от зарплаты. А зарплата не соответствует моральным и физическим нагрузкам. Да, учитывая 29 лет судебного стажа, мне платят хорошо.

Но если вы слышали, что все судьи получают по 150 тысяч, не верьте. Это средняя зарплата судей конституционного суда. У судей краевых, областных, районных судов - ниже. Реально начинающий судья получает 25-28 тысяч. 

«АиФ-Юг»: - Вы забыли упомянуть автомобиль служебный, жилье?

- Да что вы. Автомобиля нет. Жилье должны предоставлять за счет федерального бюджета. Но всегда находятся более актуальные статьи расходов. На моей памяти у нас в суде федеральное жилье в последний раз было предоставлено в конце 90-х. 

У нас есть судья, который проработал больше 10 лет - и живет на съемной квартире. Правда, затраты на съем жилья компенсирует судебный департамент.

Досье

Капранов Виктор Владимирович

Родился в 1949 г. в Краснодаре. Окончив школу, шесть лет проработал слесарем, токарем-станочником.

В 1971 г. был избран депутатом ленинского районного совета депутатов трудящихся.

Юридический факультет КубГУ окончил пять лет спустя. В 1984 прямым тайным голосованием был избран народным судьей. Заместитель председателя суда с 1993 г.

Процент отмены вынесенных им решений ничтожно мал, судье Капранову присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Кубани».

Женат, воспитал двоих детей, растут любимые внуки.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах