В статусе туземцев? Есть ли на Кубани современная культура

   
   

Кстати, директор краевого выставочного зала Игорь Михайленко уже давно лелеет эту мечту, но в кавээнно-футбольной Кубани сей прожект еще долго может пребывать в аутсайдерах.

Не знаю, насколько был прав известный искусствовед, философ, доктор теологии Евгений Викторович Барабанов, сравнивший нас с папуасами. На одном из круглых столов форума столичный гость изрек, что регион, не имеющий центра современного искусства, находится в статусе туземцев. Хотя, с другой стороны, такие центры имеются в Москве и Петербурге, в Перми и Твери, но почему-то художники стремятся не туда, а по-прежнему в Берлин, Лондон, Нью-Йорк… Возможно, это объясняется присутствием в этих мировых столицах художественной критики, которой у нас очень мало, а на Кубани-то и вовсе нет.

В обшарпанных интерьерах

Выставка, расположившаяся в художественном музее имени Коваленко, на территории, ждущей реставрационных работ, надо признать, удачно вписалась в обшарпанные интерьеры. Надо также отдать должное московским специалистам, под руководством Барабанова безжалостно отсекавшим все ненужное и по возможности наполнившим экспозицию именно теми произведениями, которые и представили образ современного кубанского искусства.

Возможно, оно не всегда оригинально, где-то подсмотрено, без революционных и новаторских идей, но в нем присутствует тот живой нерв, который определяет степень подлинности. Самое главное, у «Меры…» есть свое лицо, свой стиль и образ.

Понятно, что для неподготовленного зрителя сей вернисаж является чередой ребусов, странных цветовых пятен и непонятных объектов. Впрочем, публика на открытие как раз пришла подготовленная, но, что называется, своя. Если в столицах на современное искусство существует мода, то у нас пока такого тренда нет.

   
   

Лоскутное одеяло

Сами работы представляют собой широкий спектр ретрофутуристических достижений мирового искусства 20-30-40-50-летней давности. Немало объектов, социально ориентированных, затрагивающих сложность бытия человека в современных реалиях, его искусственность, фальшивость.

400 квадратов, отданных под проект, равномерно покрыты фотографиями, скульптуроподобными инсталляциями и другими арт-объектами. Но, тем не менее, на выставке очень много знакомого. Это Леонардо, Микеланджело, Хоан Миро, Врубель, Уорхол и прочие гении, чье творчество активно используется нашими художниками. Впрочем, эта ласкутность, мозаичность, давно переросла в мировую тенденцию.

Одно из самых свежих и ярких впечатлений - от «изделий» Михаила Смаглюка. Они легки, изящны, остроумны. Но лаконичность их исполнения не лишает эти мини-инсталляции значительной глубины и осмысленности. Можно подумать, что это работы не признанного мэтра, а какого-то совсем молодого, юного душой художника, с гибким и ироничным видением. Наверное, остроумие, сарказм, ирония - основные эмоции проходящей выставки. 

К сожалению, «современное искусство» «засунули» в музее так, что его трудно без проводника отыскать. Возможно, подобные достижения у нас еще стесняются демонстрировать с парадного входа и в главном здании.

Смотрите также: