Почему мало уметь рисовать, чтобы быть художником, сколько времени понадобилось Леонардо да Винчи, чтобы изменить общее мнение о живописи, что такое современное искусство и почему каждое последующее поколение талантливее предыдущего – об этом и многом другом Анатолий Мельников рассказал «АиФ-Юг».
Эпоха анализа
«АиФ-Юг», Федор Пономарев: Анатолий Михайлович, вы как-то говорили, что за короткое время можно любого научить рисовать. Так что же получается, достаточно короткого курса молодого бойца, чтобы стать настоящим художником?
Анатолий Мельников: Рисовать, действительно, можно научить любого. Если следовать методике, последовательно давать материал и четко определять задачи, то человек научится быстро. Но живопись и рисунок - это всего лишь способ передавать окружающий мир, а художник - прежде всего, тот, у кого есть собственное мировоззрение. И он не просто пишет, а пользуется изобразительным языком, чтобы выражать свои мысли. В этом огромная разница.
- То есть, если человек рисует лучше Рембрандта или Ван Гога, но при этом ему совершенно нечего сказать, он не может считаться художником?
- Есть великолепнейшие живописцы, которые никогда не станут художниками. Да, их работами можно любоваться с эстетической точки зрения, но этого мало. Мы восторгаемся и природой, и красивыми людьми, и интересными вещами, а у художника должна быть идея, которую он выражает. Причем идея красоты у каждого времени своя.
- И какая же она, на ваш взгляд, сейчас?
- Мне кажется, мы живем в эпоху анализа, когда идеология четко не определена. Мы находимся на перепутье, ждем мессию, ищем новые идеалы. Не зря же трансформируется и сам изобразительный язык: появились хэппенинги, инсталляции, перформансы. Да, это тоже искусство, но не изобразительное. Искусство всегда тесно связано с философией и мировоззрением человека. Бывают эпохи синтеза, когда нужно обобщать, а сейчас эпоха анализа, когда все ищут и экспериментируют: с цветом, формой, фактурой, с чем угодно, но только не с самым главным - идеей.
- Как вы относитесь к современному искусству: хэппенингам, громким акциям, перформансам?
- Современное искусство так же имеет право на существование, украшает нашу жизнь, делает ее более интересной. Но, к сожалению, зачастую оно непрофессионально и не может отразить высокие стремления.
Классика и попса
- Я, например, порой не понимаю восхищений каким-нибудь объектом современного искусства, но критики говорят: «Это же шедевр». А классический художник может отличить действительно стоящий арт-объект от ерунды?
- Конечно, опытный художник легко определит, профессиональная перед ним работа или нет, имеет она художественную ценность или ничего собой не представляет. Это про человека можно сказать, нравится он или нет, к произведению искусства такая оценка неприменима. Существует, например, попса и классическая музыка, и сейчас в живописи, к сожалению, люди часто скатываются в попсу. Раньше художник был своеобразным гуру, мыслителем, который своими работами учил чему-то. Сейчас обратная тенденция – художник должен не тянуть зрителя за собой, а спускаться на его уровень, удовлетворять его потребности. Я думаю, это тупиковая ситуация. Да, когда спускаешься к потенциальному зрителю, искусство становится более доступным, больше людей приходит на выставки, но тогда оно превращается из вечного в сиюминутное.
В последние годы проводят «Ночь музеев» - само действо великолепное, ведь билет на выставку, особенно для студента, дорогое удовольствие. Можно пойти полюбоваться большим искусством, но почему-то выставляют чаще всего как раз попсовое. Сейчас искусство воспринимают как развлечение – схожу, мол, на выставку, отдохну. А все-таки это и работа над собой, и смысл жизни. Если у человека есть тяга к прекрасному, то он от нее никуда не денется.
- То есть, искусство, на ваш взгляд, это такой способ познания мира?
- Совершенно правильно. Я раньше думал, что задача художника - повторять за природой, но вот он, чудесный мир, зачем его придумывать, если он существует и прекрасно себя чувствует без нас? А настоящий художник вводит в изображение дух и показывает мир с точки зрения какой-либо идеи. И чем больше художников, тем больше идей. Поэтому хорошо, когда вокруг много разных художников, - они видят и изображают мир по-разному.
- Анатолий Михайлович, назовите живописцев, на которых вы хотели бы равняться, к кому стремиться?
- Для меня не существует равных Леонардо да Винчи и всей эпохе Возрождения, когда главенствовала философия антропоцентризма. Это учение утверждало, что человек, творя, обожествляется, а бог, творя, очеловечивается. Это и есть мой идеал. Не зря, наверное, именно тогда так развилось и искусство, и философия. Я думаю, скоро эпоха анализа закончится, и мы придем к пониманию единого Бога, что отразится и в философии, и в творчестве.
- А этот единый Бог конкретен? Это Христос, Иегова, Аллах, Будда, вся Вселенная, как считают пантеисты, или некая первопричина?
- У каждого он свой, каждый народ называет его по-разному. Я считаю, Бог всегда был и остается единым, какое бы имя ему не давали. И природа, и Вселенная – это то же самое.
Оставаться собой
- Анатолий Михайлович, вы помните, с чего началось ваша увлечение рисованием?
- У меня отец рисовал, писал музыку и стихи, мать тоже. Да и все окружение в родном Туапсе такое было. Я как-то сразу оказался в среде художников, которые заметили мои детские рисунки. И тогда никто не отказывался помогать молодым.
- Вы занимались в студии при Доме пионеров, сейчас таких заведений нет – куда же идти ребятам?
- Справедливости ради, занимался я в той студии совсем недолго. А путь один – начинать нужно с художественной школы, приеём сейчас возможностей, пожалуй, даже больше, чем в наше время. Правда, тогда за занятия платить не приходилось. А дальше уже училище, вуз.
- Вы много лет преподаете живопись в университете, изменились ли со временем студенты, которые приходят учиться рисовать?
- Каждое следующее поколение, на мой взгляд, талантливее предыдущего. И причина – увеличение информации, простота доступа к ней. Ведь когда человек многое познает, он хочет реализовать свои знания. Да, уход в виртуальный мир с головой ни к чему хорошему не приводит, но использование компьютера и Интернета в меру и с умом идет только на пользу.
- В советское время художник, чтобы заработать, должен был выполнять госзаказ - рисовать портреты вождей, батальные сцены. Сейчас в заказчиках богачи – а на кого сложней работать?
- Единственный путь - оставаться собой в любой ситуации: не разделять творчество на «свое» и «заказное». Ведь большинство работ в истории делалось на заказ, но настоящий художник всегда писал так, как видит мир только он. В том же Эрмитаже, да и других известных музеях, 90% работ – это чьи-то заказы, но мастера, их писавшие, достигли такого художественного уровня, что сейчас мы буквально молимся на эти полотна. Леонардо да Винчи потратил больше 30 лет, чтобы доказать, живопись – это не ремесло. До него видами искусства считались поэзия, музыка, зодчество и скульптура. Я же считаю, что художник – прежде всего ремесленник, то есть тот, кто живет за счет своего умения.
Да, раньше был государственный заказ, с помощью которого живописец обеспечивал себя. Вступление в Союз художников в советские времена означало, что ты признанный профессионал, – это как стать членом гильдии в Средние века. У Союза художников были свои предприятия, художественные фонды и творчески работающий человек всегда был при деле. Сейчас материалы: краски, кисти, холсты и аренда рабочего места так дороги, что для многих просто неподъемны. Многие художники расписывают дома для богатых людей, выполняют частные заказы – и тут главное не скатиться в ту самую попсу на потребу публике. Хотя, на мой взгляд, если художник обладает высочайшим ремеслом и профессионализмом, его работы все равно рано или поздно будут востребованы.