Чайка Катя и оладьи в открытом море: как Юрий Бурлак плыл из Турции в Сочи

Фото: региональное отделение РГО в Адыгее

За 17 дней Юрий Бурлак преодолел вплавь 500 километров. В пути ему пришлось пережить и шторма, и аварии. Но из каждого испытания выходил с честью.

   
   

Морская душа

Плаванием Юрий увлекся с самых ранних лет. Если мальчика не было дома, родители твердо знали, где его искать – на ближайшей речке или пруду. К первому классу он чувствовал себя в воде, как рыба. В школьные годы страсть к «водным процедурам» не пропала. Вместо того чтобы сидеть на скучных, по мнению школьника, занятиях, он частенько бросал все и сбегал на речку. Только зимой делал перерывы и с волнением ждал, когда же наконец потеплеет и можно будет пойти купаться. За прогулы ему частенько влетало и от родителей, и от учителей. Но любви к воде это не уменьшило. Тем не менее профессионально плаванием заниматься не стал. Так и остался любителем.

После службы в армии Юрий отправился по комсомольской путевке на Дальний Восток. Там его неугомонной душе было где развернуться. Яхтинг, лыжные походы, гитара у костра – все это стало неотъемлемой частью жизни молодого человека. И там он просто влюбился в море.

А когда вернулся домой, в Армавир, жизнь потекла до крайности однообразно – впрочем, как у многих. Дом – работа, работа – дом... Физическая форма совсем не та, что раньше – животик появился, мышцы ослабли.

– Посмотрел на себя как-то и решил, что нужно с этим бороться. Занялся бодибилдингом, – рассказывает Юрий. – За несколько месяцев тело обрело прежнюю силу и ловкость. Да и жить стало интереснее.

Переплыть Черное море

Но на одном из занятий случилось несчастье. Юрий неудачно поднял штангу, почувствовал сильную боль. Пришлось обратиться к врачу. Медики констатировали наличие двух межпозвонковых грыж. Два года мужчина не вылезал из больниц. Все надеялся, что обойдется без операции. Не обошлось. После хирургического вмешательства был длительный период реабилитации. Работу, конечно, пришлось оставить. Юрий по профессии водитель, ездил на автобусах в дальние рейсы. При таких последствиях травмы сидеть за баранкой часами стало невозможно. Но больше, чем потеря работы, Юрия на тот момент удручало вынужденное бездействие. Любые нагрузки были противопоказаны.

Врачи после периода реабилитации посоветовали ему заняться плаванием. Юрий с радостью ухватился за эту идею. Еще бы, любимое с детства занятие. Начал плавать, но понял, что этого недостаточно. И тогда привязал к поясу надувной плот. Таким способом убивал трех зайцев: делал вытяжку позвоночника, обеспечивал движение и все при минимальной нагрузке.

– Выучился на фотографа и стал зарабатывать на жизнь этим ремеслом. Денег, конечно, было не много. Но я все равно выкраивал какие-то суммы для поездок на море. Дикарем, конечно. В палатке. Цивилизованных условий тогда уже не мог себе позволить. Да и зачем они? Главное же – море, природа. Вся настоящая жизнь рядом.

   
   

А потом судьба свела Бурлака с военным врачом Евгением Супруном. Познакомились они в электричке и сразу сошлись по духу и одинаковым интересам. Так в 2000 году у них и появилась идея – переплыть Черное море. А это ни много ни мало – 500 км. Согласитесь, не каждый здоровый человек на это смог бы решиться. А тут инвалид второй группы. Что хотел доказать этим Юрий?

«Сначала доплывал до Агоя, затем до Небуга. Без отдыха»

– Себе и близким я уже ничего не собирался доказывать, – пожимает плечами Юрий. – Но мне хотелось личным примером убедить остальных людей, которые пережили подобное несчастье, что можно всего добиться. Главное, не опускать руки и не сдаваться. Не нужно проводить время в бесплодной жалости к самому себе. Жизнь не остановилась, когда ты получил травму. И только от самого человека зависит, остаться ли ему за бортом или отправиться дальше. Несмотря на все преграды. Но все же я не сразу решился на такой путь. Сначала плавал рядом с Туапсе возле скалы Киселева по 2 км. Потом начал доплывать до Агоя, затем до Небуга. Без отдыха. В тот день, когда я проплыл без остановки 27 км, понял – смогу!

Правда, до осуществления мечты прошло долгих 13 лет. Юрий с Евгением тщательно готовились: тренировались, изучали карты подводных течений. Ведь морская стихия коварная. В лучшем случае ошибка стоила бы им потерянных километров и времени, но могло случиться и непоправимое.

– Черное море нахрапом не возьмешь, нужно было тщательно подготовиться. Особенно изучить течения. Ведь если попал не туда, то можешь грести сколько влезет, а все равно останешься или на том же месте, или вовсе снесет назад. Так что нужно учитывать все нюансы, - говорит Юрий.

Первую попытку провалили турецкие пограничники

Наконец в 2011 году путешественники собрались в путь. Однако их ждала неудача.

– Дело в том, что точкой отсчета был турецкий город Орду. А прибыть мы должны были в Сочи. Официально турки не могли пропустить нашу лодку через пограничные воды. Посоветовали обратиться за помощью в наш МИД, министерство спорта. Но, к сожалению, там не смогли тогда помочь.

Однако путешественники не сдались. Два года ушло на переговоры и утряску всех формальностей. Наконец разрешение было получено. Друзья накупили консервов, запаслись водой, медикаментами и даже книгами. Сам плот оборудовали GPS-навигацией, радиостанцией, аварийным радиобуем, штурманским инструментом и морскими картами. И 20 июля наконец стартовали.

Путешествкенники приручили чайку...

– Все было продумано и рассчитано, в том числе и режим. Десять часов я плыл, десять – спали, а четыре – отдыхали. На отдыхе читали книги, разговаривали, да просто любовались окружающим видом. Это когда-то очень давно, когда я отправился в свой первый морской поход на Камчатке и провожал глазами уменьшающийся клочок земли, было очень страшно. А сейчас привык и посреди бескрайнего простора чувствую себя увереннее, чем у берега. Да и по статистике, до 70% судов разбиваются именно у берега о скалы, в открытом море безопаснее. Не зря же капитаны кораблей в шторм уводят их подальше от суши.

Красота окружающего пейзажа завораживала. Однажды ночью после пронесшегося шторма море было гладким, как стекло. И в нем как в зеркале отражался полностью Млечный путь во всем своем великолепии. А днем монотонную картину скрашивали стаи дельфинов, которые пытались поиграть с плывущими людьми. Кстати, путешественники даже чайку приручили.

– За нами увязалась чайка. Евгений ее прикормил, назвал Катей. Как он определил, что это девочка, ума не приложу, – смеется Юрий. – Ну, он врач, ему виднее. Катя сопровождала нас до самого финиша.

И стряпали в открытом море оладьи

Кстати, и друзья голодными тоже не сидели. Несмотря на то что преимущественно в дорогу набрали непортящихся консервов, готовили и нормальные блюда. Самым вкусным кушаньем, на взгляд Юрия, были оладьи, состряпанные собственноручно Евгением.

Но, конечно, в пути были не только приятные сюрпризы. Несколько раз путешественники попали в шторм. Когда проходили мимо Абхазии, у них пробило центральный баллон с воздухом, и Евгению пришлось его постоянно подкачивать. К счастью, до финиша оставалось совсем немного. В воскресенье, 11 августа, путешественники наконец приплыли в Сочи! Там их уже ждали друзья, близкие.

Сейчас друзья отдыхают. И готовятся к новому путешествию. На этот раз по Волге.

– Нужно же мне оправдать фамилию Бурлак, – смеется Юрий.

Так что впереди новые путешествия и новые победы. 

Смотрите также: