Монстры на улицах, голоса в голове. Как видит мир человек с шизофренией?

Несмотря на то, что в современной России психология стала очень популярной, тема ментальных расстройств все еще остается табуированной. При этом интерес к людям с особенностями не уменьшается. Мы поговорили с девушкой, вынужденной жить с диагнозом «шизофрения».

   
   

Жуткие гримасы

Дарье Турчинской 25 лет. Сейчас она успешно работает бизнес-коучем в крупной фирме Краснодара, ведет активную социальную жизнь. После дружеской беседы невозможно догадаться, что еще несколько лет назад Дарье психиатр поставил диагноз «Квазипсихопатическая шизофрения».

«Обычно заболевание проявляется у человека до 20 лет. Примерно в этом возрасте у меня все и случилось на фоне стрессов из-за учебы. Сперва началась постоянная тревога. Меня трясло, но я не понимала из-за чего. Потом «накрыли» панические атаки. В эти жуткие моменты меня охватывал дикий, необоснованный страх и настолько, что уже не понимала - где нахожусь. Со временем к тревоге и панике присоединились галлюцинации. Суть их была в том, что на улице я видела людей в необычных местах: на крыше остановок или машин. У них были смазаны лица. Такие «видения» позже участились и «люди» становились страшнее. Как-то после очередного сильного стресса я увидела женщину, чье лицо было искажено в жуткой гримасе, а вместо глаз – чернота», - рассказала Дарья.

Диагноз Дарьи в классификации болезней значится под кодом F21.4. Как уточнила нам главный врач клиники в Анапе, психотерапевт, психиатр Диана Миракян, эту форму болезни сложно распознать.

«Шизотипическое расстройство - это «смесь» проявлений аномалий характера и психопатологических симптомов. При этом человек может испытывать иллюзии, паранойю и дезориентацию в пространстве и времени. Отмечу, что это генетическое заболевание, но в раннем возрасте из-за влияния социума у людей с шизоидным типом личности может проявиться расстройство. До сих пор этот диагноз является спорным. Одни специалисты соотносят его к вялотекущей шизофрении, другие утверждают, что эта болезнь не имеет ничего общего с шизофренией. Даже в международной классификации болезней и ДСМ шизотипическое расстройство выделяется по-разному», - сказала психиатр.

Также эксперт объяснила, что шизоидный тип личности – это свойство характера здорового человека, которое проявляется в замкнутости.

   
   

Начала себя калечить

Дарья Турчинская призналась, что больше года жила с тревогой и паникой. Все это время она думала, что остальные люди испытывают все то же самое.

«Чтобы отвлечься от тревожных мыслей и злости на саму себя, я начала царапать и резать себе руки. Физическая боль помогала мне переключиться на реальную проблему. Про свое ужасное состояние я попыталась описать друзьям. Те посоветовали взять себя в руки. После этого с одной из приятельниц мы рассорились, а вторая подруга помогла понять, что у меня не просто страх, а паническая атака. Когда я начала жить с мужчиной, он уговорил меня пойти в психоневрологический диспансер в моем родном городе. В тот момент уровень моей тревоги дошел до того, что я могла выйти из дома максимум в магазин. На фоне всего этого мне было страшно подходить к людям, общаться», - вспоминает Дарья.

Первый визит девушки в ПНД был не очень удачным. По ее словам, странности начались прямо у регистратуры.

«Специалист не хотела записывать меня на прием к врачу, сказала, что потом на учет поставят, просила подумать - нужны ли мне такие последствия. Кое-как все-таки смогла попасть к психиатру. Доктору я долго не могла четко объяснить, что меня беспокоит. В итоге врач на меня наорала. От возмущения я сумела собраться и рассказать, что со мной происходит. Тогда мне выписали первый в жизни антидепрессант. Диагноз сразу не поставили. Симптомы многих заболеваний могут пересекаться, без доскональной диагностики нельзя определить, с чем именно пришел пациент», - поделилась Дарья.

Препараты Дарье не помогли. От таблеток у нее начались рвота, тремор конечностей и нервные тики. Из-за побочных эффектов девушка продолжила подбор лекарств.

«Мне предварительно поставили диагноз «тревожно-депрессивное расстройство». Спустя год лечения прописали нейролептики для снижения тревоги. От них я просто засыпала на ходу. Корректировка курса лечения на этом не закончилась», - добавила Дарья Турчинская.

Голоса в голове

Психиатр Диана Миракян предупредила, что лечение назначает только врач в зависимости от течения заболевания.

«Лечить пациентов можно с помощью медикаментов и психотерапии. Препараты, которые могут быть использованы - разные, чаще это нейролептики. Если есть депрессивные состояния, то выписываются антидепрессанты и нормотимики. Лечение небыстрое. На подбор подходящего психотерапевта и работу с ним могут уйти годы. Ведь врачу нужно будет вызвать доверие у пациента со страхом близости и изменить систему его ценностей», - рассказала эксперт.

После посещения ПНД жизнь Дарьи лучше не стала. Мысли о смерти посещали ее часто, а в один из дней она чуть не погибла от отравления лекарствами.

«После этого я долгое время могла есть только детское пюре, постоянно слушала музыку, потому что в моменты тишины гул в ушах усиливал тошноту. В итоге все-таки пришлось лечь в психиатрическую больницу», - вспоминает девушка.

По словам Дарьи Турчинской, больница была четырехуровневой с цокольным этажом. На первом этаже было общее психотерапевтическое отделение для людей с несильно выраженными симптомами болезней, куда ее и положили. В этом отделении за 30 пациентов отвечал один психиатр. Второй и третий этажи отводились под психиатрию, где на окнах палат стояли решетки.

«Не знаю, как так случилось, но одно окно в психиатрии оказалось без ограждения. Однажды ночью меня разбудили чьи-то крики. Когда я поднялась, увидела, что все отделение обеспокоено. С третьего этажа из окна без решетки выпал мужчина, переломал себе все кости, но выжил. Позже узнала, что он все-таки скончался. Я провела в этом жутком месте всего две недели и выписалась с диагнозом «бедная симптомами шизофрения», - поделилась Дарья.

Второй раз по рекомендации психиатра она прошла лечение в Научном центре психического здоровья в Москве. За два месяца пребывания там пациентка заплатила около 90 тысяч рублей.

«Больница хорошая. Причем со мной работали не только психиатры, а целая команда врачей по всем направлениям. Мой диагноз в НЦПЗ подкорректировали до «Квазипсихопатической шизофрении». Меня посчитали интересным для наблюдения пациентом, поэтому сделали скидку. В итоге мое состояние улучшилось. Недавно я перестала пить таблетки, но лучше так не делать, а постепенно снижать дозировку вместе с врачом. Мне просто повезло, что болезнь пока не вернулась. Я устроилась на работу, начала вести нормальную жизнь. Все наладилось, чему я очень рада», - сказала Турчинская.

Мода на болезнь

С появлением социальных сетей, где каждый житель планеты хвастается своим уровнем жизни, специалисты окрестили наше время эпохой нарциссизма. По мнению Дианы Миракян, с этим поспорить сложно. Также она прокомментировала моду у молодежи на самодиагностику различных психических заболеваний.

«Возможно - это желание людей соответствовать своим кумирам, у которых есть личностные расстройства. Некоторые по причине своей тревожности «приписывают» себе диагнозы, а кто-то из-за малой грамотности. Узнать о своем типе личности можно только обратившись к специалисту. В интернете есть множество различных тестов, которые не дают точных результатов», - предупредила психиатр.

При этом она заявила, что у здоровых людей есть личностные характеристики. Это шизоидная, нарциссическая, истерическая, анстисоциальная, параноидная, депрессивная, маниакальная, обсессивно-компульсивная. Такие «основы» характера являются нормой.