Бум фермерства в нашей стране начался в начале 90-х годов. Многие бросились в сельское хозяйство, но не подозревали, насколько тяжела работа на земле.
Сегодня крестьянско-фермерские хозяйства собирают почти четверть кубанского каравая. Но доля продукции их в общем объеме края по-прежнему остается не более 5%.
Как живешь, фермер?
Александр Шипулин занимается сельским хозяйством почти 20 лет. На своих 1,5 тыс. га на хуторе Восточном Ленинградского района выращивает пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу и кукурузу.
- Фермерство - дело семейное, - говорит селянин. - Сейчас нашим крестьянским хозяйством руководит мой сын. Кроме нас на полях работает еще 30 человек. Конечно, с каждым годом заниматься фермерством все сложнее. Во-первых, растет конкуренция.
У нас на участке уже 15 лет работает собственная мельница и небольшой макаронный цех.
Недавно пришли сотрудники милиции и заявили, что эти объекты являются взрывоопасными. После проверки оказалось - все в порядке. Думаем, конкуренты их прислали. А во-вторых, погодные условия огорчают. В этом году из-за аномальной жары в два раза упал урожай сои, меньше получили и зерновых.
Семья анапского фермера Владимира Бедарева выращивает фрукты и виноград. Начинали 20 лет назад с 4,5 соток.
А теперь плодовые разместились на 23 га. Продукцию поставляют санаториям, на местные рынки, продают предпринимателям и соседям-дачникам.
Что такое голод, супруги знают не понаслышке. 4 года назад, вспоминает Владимир Александрович, сильный ветер с градом погубил весь урожай. Пришлось потуже затянуть пояса - думали, не расплатятся. Взяли кредит - выжили. С тех пор стараются копеечку оставить на завтрашний день, чтобы случись чего - не остаться без средств к существованию.
В прошлом году сад и виноградники дали хороший урожай. В нынешнем плодовых получили на 12 тонн меньше. В июле, сетует глава семейства, град побил до 30% урожая. Особенно пострадал виноград - полтонны (!) выбросили. В итоге потеряли почти 500 тысяч рублей. Немало ушло и на зарплату нанятых рабочих, ведь самим с таким изобилием плодов не справиться. Пытались застраховать урожай, но это невыгодно.
Есть ли будущее?
Основная проблема малых хозяйств состоит в том, что они не могут в одиночку создать производственную базу, иметь необходимую технику, своевременно проводить весь комплекс работ. Отсюда низкая урожайность, слабый финансовый результат. А тут еще Запад требует прекратить господдержку села. Тогда, мол, нас примут в ВТО. Чудно. Ведь это прямая угроза продовольственной безопасности России. В США фермерам выделяют до $100 млрд. в год! Результат - дешевый импорт и неконкурентная местная продукция.
Уже есть примеры. Из-за низких закупочных цен кубанские фермеры в позапрошлом году вынуждены были скармливать молоко скоту…
С начала года фермеры взяли на развитие своих хозяйств более миллиарда рублей. Но специалисты считают, что эта цифра должна быть как минимум в два с половиной раза больше. К тому же все еще сложно получить ссуду. Десятка три справок нужно получить, а потом еще и думать, как вернуть процент по кредиту…
Известно, что более триллиона рублей государство выделяет на закупку продовольствия за рубежом. А ведь эти деньги могли бы остаться в стране, в том числе в карманах кубанских, фермеров. Получается, мы сами поддерживаем своих конкурентов?
- Надо защищать свой рынок, - считает Владимир Бедарев. - Создавать мощные фермерские организации. Беда наша - не можем объединиться. Теряем деньги на посредниках. Без вмешательства государства наша кооперация будет слабой. В селе нужно строить заводы по переработке продукции. Появятся рабочие места - молодежь не будет уезжать в город. Но пока это только мечты.
Смотрите также:
- Фермеры Кубани получат по тысячи рублей господдержки за каждый гектар →
- Кубанские аграрии терпят убытки, но не страхуют будущий урожай →
- Полярный удар. Рекордного урожая ждать не приходится →