«До конца года рынок очистится». Что происходит с ипотекой на Кубани

По статистике Центробанка за первые три месяца этого года кубанцы взяли на треть больше ипотечных кредитов, чем год назад. О чем говорят эти цифры: мы стали жить лучше и снова можем позволить себе ипотеку? Строительная отрасль выходит из кризиса? Или делать такие выводы рано?

   
   

Кому по силам?

Семья 27-летнего инженера Павла Андреева - одна из тех, за чей счет увеличилась статистика выданных ипотечных кредитов в 2016 году. В феврале мужчина купил 1-комнатную квартиру и теперь в ближайшие 15 лет будет отдавать в банк около 20 тысяч рублей в месяц.

Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании:
- Рост ипотечного кредитования в 1-м квартале 2016 года я связываю с тем, что людей накручивали и продавцы недвижимости, и риелторы, мол, господдержка закончится и таких низких ставок уже не будет. И в то же время число кредитов выросло всего на 1 200 – то есть, при желании, со всеми покупателями мы можем познакомиться лично. Если год назад средняя ставка по ипотеке составляла 14,4%, то сейчас – 12,4. Но механическое снижение процентной ставки далеко не всегда может привлечь людей. Ипотека будет расти только тогда, когда совпадут два фактора – увеличение доходов людей плюс рост цен на недвижимость. Когда квартиры не дорожают, мотивация их покупать уменьшается. Чтобы взять ипотеку, у людей должна быть уверенность в завтрашнем дне, а её нет, так как зарплаты падают. По нашим расчетам, ипотеку в зависимости от региона могут взять 10-20% жителей.

«Кризис кризисом, но мы с женой давно решили взять ипотечный кредит, - рассказывает Павел. – Работа у меня стабильная, зарплата позволяет выплачивать эти деньги – разница между съемной квартирой и ипотекой совсем небольшая выходит. Зато психологически легче – все-таки за свое жилье платишь. А тут еще родители помогли и подгонять стали – берите быстрей, а то государственная поддержка закончится. Вот мы и пошли в банк».

В семье Копытько второй ребенок родился 2 года назад, тогда же Алексей и Наталья решили, что пора менять старую хрущевку на квартиру попросторнее.

«Едва помещаемся, конечно, - улыбается Наталья. – На кухне вообще места нет, сами в зале спим, детская кроватка рядом. А комната старшей из склада игрушек превратилась просто в склад».

Но пока собирали документы на ипотеку, дела на фирме, где работал Алексей, стали идти все хуже.

   
   

«Мы продавали пластиковые окна, - говорит он. – Со временем стал замечать, что заказов меньше становится, зарплата уменьшается. В прошлом году зарплата стабилизировалась на уровне 30-35 тысяч – с такими доходами, даже если шабашки считать, ипотеку не потянуть».

Наталья все-таки подсчитывает варианты: еще не использовали материнский капитал - свою старую квартиру продать можно, эти деньги добавить и взять новую, попросторней. Но муж пока непреклонен, и понять его можно - все-таки брать такой длительный кредит, как ипотечный, стоит только тогда, когда есть хоть какая-нибудь уверенность в завтрашнем дне. Да и за съемное жилье, в отличие от многих, семья Копытько не платит.

Банки на позитиве

В то же время банкиры говорят, что такие настроения, как у семьи Копытько, сейчас не самые частые – большинство людей уже привыкли к кризису или, как еще говорят, к новой экономической реальности. Да и государственная поддержка ипотеки, запущенная Правительством в марте прошлого года, сработала. Тогда власти запустили программу субсидирования жилищных кредитов, понизив процентную ставку до 12%. И эта мера получилась действенной: после глубокого падения в начале 2015 года, жилищные кредиты вновь стали набирать обороты.

До конца года в строительной сфере произойдут серьезные потрясения. Рынок очистится, останется мало банков, мало застройщиков, но все будет хорошо.

В сентябре чиновники заговорили о том, что государственную программу поддержки можно уже и прекратить, и даже обозначили сроки окончания – март 2016 года. Слухи о том, что проценты по ипотечным кредитам вновь скоро вырастут, подтолкнули к покупке жилья колеблющихся. Именно этим ажиотажем некоторые эксперты и объясняют рост ипотеки в 1-м квартале 2016 года. Но при этом банкиры остаются на позитиве.

«В первом квартале мы выдали 817 ипотечных кредитов на 2 млрд рублей, - рассказывает Николай Парамонов, начальник управления розничного кредитования регионального банка. – Анализ показывает двукратный рост интереса к ипотеке в апреле и мае, так что мы не заметили ухудшения платежеспособности».

Покупают чаще всего жилье в новостройках, так как государственная поддержка ипотеки распространяется именно на новые дома (власти делают это специально, чтобы поддержать строителей).

«В нашем ипотечном портфеле 49% - это первичное жилье, спрос на которое подогрет господдержкой, активной позицией застройщиков и агентств недвижимости», - говорит начальник сектора кредитования крупного банка Евгений Надеин.

Иван Перонко, доктор экономических наук, советник губернатора Краснодарского края:
- В последнее время ситуация на ипотечном рынке стала меняться в лучшую сторону. В начале этого года была нестабильность, люди ждали, продолжит ли государство субсидировать ипотеку. Когда это произошло, появились новые механизмы и снизились ставки. В результате в 1-м квартале число ипотечных кредитов в крае выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Господдержка по ипотеке у нас осуществляется по 3 направлениям: социальная выплата на первоначальный взнос по программе «Жилище», поддержка молодых семей и накопительная ипотека. На один из видов такой поддержки в этом году могут рассчитывать 3 600 семей. Сдерживает развитие ипотечного кредитования снижение реальных доходов населения.

«Но уже сейчас мы видим начало первичного кризиса на первичном рынке, - предупреждает директор по ипотеке известного банка Игорь Казанцев. – Мы заметили, что в апреле и мае покупатели стали переориентироваться на вторичное жилье, так как видят, что некоторые застройщики переносят сроки сдачи своих объектов».

«Если программа господдержки остановится, - считает Александр Кутченко, руководитель риэлтерской компании, – то первичка просядет, но сейчас власти должны субсидировать ипотеку».

Между ставкой и спросом

У строителей свой взгляд на эту ситуацию: продажи квартир на вторичном рынке не выполняют главной задачи, то есть, не двигают экономку.

«Если сделки проходят на вторичном рынке, то государство практически ничего не получает, - объясняет Сергей Иванов, руководитель строительной корпорации. – В прошлом году с каждого построенного квадратного метра мы заплатили по 4,5-5 тыс. рублей налогов, поэтому если не будут покупать новостройки, в проигрыше окажется бюджет».

По словам генерального директора строительной компании Андрея Сигидина, один строитель создает в экономике 9 рабочих мест напрямую и 17 – опосредованно.

«Банки не хотят играть в долгосрочных проектах и нести риски вместе с застройщиками, - считает Сигидин. – А чтобы на рынке недвижимости был спрос, нужно, в первую очередь, создавать рабочие места, и самый простой способ – стройка».

«Доходы населения падают, - говорит Иванов. - В то, что уровень безработицы не растет, я не верю, ведь цифры - вещь лукавая. А тут еще и металлурги подняли почти в 2 раза цены на арматуру».

По словам Иванова, ситуация для строителей сложилась непростая, тяжелые времена они буквально переживают, а основной стоп-фактор для возможных покупателей квартир – это высокая стоимость денег.

«Даже 10% - это пороговая ставка, - уверен Иванов. – Ставку в любом случае необходимо субсидировать? А у застройщиков таких возможностей нет».

Строители предлагают банкам вместе работать над проектами, вместе считать, чтобы была возможность еще уменьшить стоимость кредита для покупателей. По-другому просто нельзя.

«До конца года в строительной сфере произойдут серьезные потрясения, - считает Сергей Иванов. – Рынок очистится, останется мало банков, мало застройщиков, но все будет хорошо».

Главное, чтобы эти потрясения не затронули людей, вложивших свои кровные в квадратные метры.

Смотрите также: