Краснодарский край, 26 июня - АиФ-Юг. Выпускники сдали последние экзамены - впереди поступление в колледжи, вузы. Насколько сегодняшнее образование способствует дальнейшему успеху? Об этом и не только наш разговор с доктором экономических наук Зауром Хутызом.
Об образовании
«Вместо того чтобы лучше готовиться к экзаменам, придумываются некие комбинации»
- Бытует мнение, что сегодня все можно купить и продать. Что хорошее образование получают только за деньги, на нормальную работу устраиваются только по блату. А можно ли добиться успеха, «не имея за душой ни гроша?»
- В последнее десятилетие окончательно сломался так называемый социальный лифт - это когда человек может достигнуть значительного социального и материального статуса благодаря своим способностям и труду, а не только возможностям родителей. Если говорить об образовании, важно понимать - это продукт уникальный. Наличия денег здесь явно недостаточно. Представьте, что вы заплатили за просмотр кинофильма. Все, что от вас нужно, - сесть в удобное кресло и не закрывать глаза. Другое дело - образование. Заплатить деньги - значит всего лишь получить возможность. Дальше нужен упорный труд, усидчивость, напряжение.
Многие люди готовы на это, если знают, что их усилия будут вознаграждены интересной и перспективной работой. А в ситуации, когда трудоустройство выпускника определяется не столько его академической успешностью, сколько наличием родственников в нужных местах, мотивация к получению качественного обучения пропадает. Люди начинают приходить в вуз просто за «бумажкой». А так как спрос определяет предложение, именно «бумажку» они там и получают. Думаю, что это отголоски 90-х, когда людям нужно было выживать и образование ушло на второй план. Главными составляющими успеха именно тогда стали сила, напористость, беспринципность. Сегодня мы пожинаем плоды того упущенного времени. Знания у приходящих в вуз студентов зачастую поверхностны. Такое впечатление, что в качественном обучении никто не заинтересован.
Предыдущий министр образования как-то высказался: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». И это официальная позиция: Ломоносовы и Менделеевы не нужны. Девать их некуда - разве что на экспорт.
Однако отчаиваться нельзя. Кто сказал, что в жизни все легко? Да, условия нынче не самые простые, но тем слаще вкус победы. Проще всего сетовать, что все ниши заняты «блатными», а умным и талантливым счастья не видать. Мир полон возможностей. Взять хотя бы Интернет. Еще недавно мы о нем ничего не знали, а сегодня это огромная сфера деятельности, в первую очередь для молодых людей - созидающих, добивающихся успеха и признания. Да и в более традиционных отраслях не все так плохо. Как ни крути, в конечном итоге мир держится на профессионалах.
- Заур Мурбекович, а как же ЕГЭ? Анонимность проведения должна была гарантировать одинаковые условия для всех выпускников.
- Теоретически единый государственный экзамен - одна из объективных форм тестирования на сегодняшний день. Но при условии, что гарантирована чистота проекта. У нас же все пытаются схитрить, обойти принятые нормы. Появился даже такой термин, как «ЕГЭ-туризм», когда ребенка переводят в другую школу, где, возможно, требования поменьше, а порой и в другой город или республику. Т. е. вместо того чтобы лучше учиться, готовиться к экзаменам, придумываются некие комбинации. Понятно, что сам ЕГЭ и систему его проведения надо совершенствовать. Но, пока общество не примет этот способ оценки знаний как должное, ситуация вокруг него вряд ли изменится.
О жертвах и самоограничении
«Если упустим следующие три года – скатимся в пещерные времена»
- За лучшей жизнью люди едут в город. Работать на селе становится некому. Молодежи не нравится тяжелый труд. Рабочих рук катастрофически не хватает. Понятно, что труд на земле обесценен. Возможно, это причина сложившейся ситуации. Можно ли ее повернуть в другую сторону? Сделать труд селянина престижным? Существует ли такая проблема в других странах?
- Это не только российская, а общемировая тенденция. Есть у этого процесса объективные причины - для того чтобы обеспечивать население пищей, сегодня нужно гораздо меньше людей, чем, например, пятьдесят лет назад. Сельскохозяйственное производство стало промышленным, многие процессы механизированы и автоматизированы, а «лишние» рабочие руки переезжают в города.
Если говорить о современной отечественной реальности, то сегодня мы живем по принципу: зачем искать пути спасения села, если на экспортную выручку от продажи нефти и газа можно купить все - от картошки до яблок? Всегда приятно удивляюсь в поездках по Европе: там негородское население живет полноценной жизнью. В небольших населенных пунктах функционируют профессиональные учебные заведения, работают несколько производств, причем не всегда связанные с сельским хозяйством. Молодежи не нужно уезжать, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. А у нас? Куда деваться сельской молодежи от бесперспективности, как не в город.
Проблему села не решить отдельно от проблем всей страны. Мы должны начать производить реальный продукт. И для этого все есть. Кроме воли.
Сегодня нам нужно засучить рукава и взяться за работу. Понять, что, если упустим следующие три года, - скатимся в пещерные времена. Власть должна продемонстрировать, что, требуя жертв от народа, она сама готова идти на жертвы, ограничить себя в безудержном потреблении, начать наконец компетентно работать во благо страны. Но и народ должен показать свою дееспособность. Чтобы власть понимала, что в осуществлении болезненной, но столь необходимой стратегии ей есть на кого опираться. А как можно опираться на народ, которому настолько недостает самоорганизации, что даже на уровне своего подъезда и двора он не может навести элементарный порядок?
О потреблении и духовности
«Представитель общества потребления легко контролируем, прогнозируем и управляем»
- По данным ВЦИОМ, более 60% россиян не смогли назвать ни одного достижения страны за последние 15 лет. Во времена же СССР ставили конкретные цели, и весь народ работал на их достижение. С другой стороны, у людей улучшилось благосостояние. Краснодар, например, занимает по количеству автомобилей на душу населения 3-е место в стране. Может быть, нам и не нужно ничего производить?
ОПРОС | |
---|---|
- Думаю, будет справедливо сказать, что последние годы в России были годами беспрецедентного в нашей истории уровня потребления. В СССР никогда такого не было, ведь страна инвестировала в будущее в ущерб текущему потреблению. Создавалась инфраструктура, строились заводы и фабрики, средства вкладывались в науку и образование. Возьмем, к примеру, Краснодар. В советское время это был производственный город. Причем были развиты разные отрасли экономики - машиностроительная, текстильная, промышленная. А сегодня? Кубанская столица, по сути, стала большой барахолкой. Мы гордимся, что количество торговых площадей в Краснодаре превысило аналогичные показатели в России. А что же производство?
На сегодняшний день мы практически «проели» тот запас, который нам остался от СССР. Заводов и фабрик почти не строим, а инфраструктуру просто латаем. Некогда ведущие наукоемкие отрасли влачат жалкое существование.
Мы стали обществом потребителей. Таковым быть легко. Для этого не нужно прикладывать душевных усилий. Представитель такого общества легко контролируем, прогнозируем и управляем.
При этом в отличие от той же Европы у нас существует огромный перекос в сторону личного потребления в противовес общественному. Многие европейские страны являются, на мой взгляд, более социалистическими, чем наша страна, имеющая за спиной семидесятилетний опыт строительства социализма. В Европе - аккуратные скромные дома, маленькие автомобили, неброско одетые люди. Но зато - отличные ухоженные общественные пространства, чистый и эффективный общественный транспорт, великолепные дороги. Мы же, образно говоря, разбежались по норкам, и каждый тащит в свою норку что-нибудь побольше и побогаче. То, что находится за нашим порогом, нас не интересует. Как это ни высокопарно звучит, реальность такова, что будущее есть только там, где есть духовность и, как следствие, приоритет общественного над личным. Без духовности мы обречены на вымирание. Каждый в своей норке.
Смотрите также:
- Новый год-2014: психологи советуют кубанцам загадывать осуществимое →
- Не бояться и работать. Кризис подарит кубанцам шанс на лучшую жизнь →
- Николай Петропавловский: «Народ стал менее терпимым» →