Уроженец Кубани Александр Москаленко стал первым в истории батутного спорта олимпийским чемпионом. В беседе с «АиФ-Юг» он как-то раз цитировал одного из товарищей: «Пройти вместе Олимпиаду - примерно то же, что пройти войну». Тогда Москаленко говорил о высочайшем уровне психологической концентрации, который требуется от спортсмена на соревнованиях, но сегодня эта фраза приобретает новый смысл - на фоне бесконечных допинг-скандалов, в центре которых оказываются именно россияне.
«Разрывы связок - обычное дело»
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Существует распространенное мнение, что физкультура полезна для здоровья, а профессиональный спорт - напротив. Тут тебе и травмы, и немыслимые для обычного человека нагрузки. Вам пришлось расплачиваться здоровьем за олимпийское «золото»?
Александр Москаленко: Да, пришлось. Действительно, физкультура и профессиональный спорт - разные вещи. Точно так же, как летать на дельтаплане и истребителе. Вроде бы ключевое слово одинаковое - «летать», но разница огромная.
- В элите батута вам доводилось встречать тех, кому удалось добиться побед без травм?
- Тут вопрос в том, что считать травмой - есть ведь растяжение связок, а есть перелом позвоночника. Растяжения, разрывы связок мы в свое время и не считали травмами - это обычное дело.
Дележка денежного пирога
- Александр Николаевич, вы в спорте с давних пор - думали когда-нибудь, что наша страна подвергнется такой допинговой атаке? Причем основанной на докладе, в котором нет ни одного доказательства?
- Что тут удивляться - недавно все то же самое звучало в прощальной речи Обамы и докладе ЦРУ о мифических «русских хакерах». Мол, доказательства мы предоставить не можем, потому что они секретные, но мы так думаем - и этого достаточно. Это сегодня общий тренд - голословно и бездоказательно во всем винить Россию. На самом деле никто не против того, что нужно нести ответственность за употребление допинга, но необходимы факты. Предоставьте их, покажите виновных и наказывайте. Надо прекратить домыслы, основанные только на том, что кому-то что-то кажется.
- Выходит, вся эта допинговая истерия - вопрос политический?
- Есть мнение, что в основе любой проблемы следует искать либо деньги, либо женщину. Да, изначально я думал, что это чистой воды политика. Но недавно узнал, что годовой оборот всего мирового спорта: реклама, трансляции, оборудование, экипировка и т. д. - превосходит объем рынка оружия в несколько раз. И немного пересмотрел свое отношение к проблеме. Я думаю, началось все с дележки денежного пирога. А когда к этому примешалась еще и политика, то те, кто только и ждет, как бы лишний раз навредить России, только обрадовались. Но пусковым крючком все равно стали деньги.
- Вы в большом спорте провели много лет - во время выступлений доводилось сталкиваться с допингом, хотя бы на уровне слухов и подозрений?
- В батуте допинг вообще не имеет значения. Есть виды спорта, где нужно равенство мышц и мозгов. Когда ты десятилетиями учишь тройное сальто, мышцы должны работать ровно на твою голову - не больше и не меньше. Если они начнут обгонять, то просто приземлишься на голову. Есть высококоординационные виды спорта - какой может быть допинг в прыжках в воду?
А допинговые истории были всегда и везде. Для подозрений тоже поводов хватает - почему в некоторых сборных астматиков больше, чем здоровых? Почему некоторые получают терапевтические исключения на лекарства, которые для остальных считаются допингом? Но, на мой взгляд, подозрения - это именно та нелепость, с которой все и началось. Одних подозрений мало - нужно поймать виновного, доказать применение и наказать его, а не рассуждать: «Нам кажется».
- А как вы относитесь к перепроверке проб с Олимпиады-2012 и даже 2008 года, ведь столько времени прошло?
- Я совершенно не понимаю, зачем вскрывают пробы через восемь лет после соревнований. На мой взгляд, именно проверка анализов через долгое время - это отличная возможность для политических манипуляций. Я считаю, закончились соревнования, прошло награждение, допинг-контроль, запрещенных препаратов не нашли - все, до свидания. Мало ли что придумают завтра. А тем более через несколько лет.
Сейчас наших спортсменов отстраняют от соревнований только потому, что на контейнерах с пробами нашли царапины, причем производители утверждают, что открыть пробирки невозможно. Но ведь все 8 лет эти контейнеры хранятся в ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство). И к этому ведомству масса вопросов - кто следит за пробами, как их перевозят, у кого к ним есть доступ. Известно же, что тысячи проб здесь просто терялись - то уборщица якобы шкаф задела и все разбила, то холодильное оборудование сломалось, и пробы перемерзли. Именно здесь и начинается политика, а ее надо выключить из спорта.
- Все чаще раздаются голоса, давайте, мол, разрешим все и сделаем две Олимпиады - для чистых спортсменов и там, где все можно. Вы верите, что олимпийское движение может расколоться?
- Олимпиада - лучшее, пожалуй, что придумало человечество. Но у меня есть ощущение, что все эти скандалы могут привести к тому, что мировое олимпийское движение просто развалится. Я не исключаю, что терпение у спортивного сообщества рано или поздно кончится. Люди соберутся и создадут аналог международного олимпийского комитета. И либо появятся новые Игры, либо спортивные федерации начнут сами проводить соревнования на таком уровне, что смысл участвовать в Играх отпадет - например, даже сейчас в футболе победа на Чемпионате мира, а в теннисе - Кубок Большого Шлема на менее престижны, чем медали Олимпиады.
Язык денег
- На ваш взгляд, допинговая истерия, история с кибератаками, организованными якобы русскими хакерами, атмосфера ненависти - когда все это закончится?
- Президент нам давно говорит - мы находимся в состоянии войны. Надо повзрослеть уже и понять это. С нами давно воюют. Но война бывает разной. Сейчас война идет путем использования СМИ, санкций и т. д. Мне как обывателю непонятно, почему мы молчим и не отвечаем. Мне кажется, мы сильная нация и должны заставлять людей отвечать за свои слова. Почему им все сходит с рук?
- А как отвечать?
- Суть в том, что пора прекратить заниматься ерундой. Наши оппоненты понимают только язык денег, поэтому не надо с ними говорить на языке совести. Надо играть по их правилам и разговаривать с позиции денег - если мы заплатили за подготовку к Чемпионату мира по бобслею в Сочи, а его забрали, так верните деньги. Я считаю, с ними можно разговаривать только с позиции денег - другого они не понимают. У той же Елены Исинбаевой в прошлом году были все предпосылки стать трехкратной олимпийской чемпионкой, но ее просто не пустили на Олимпиаду. Кто не пустил? По какой причине? Поднимите документы, наймите юристов и выставьте все счета - Международной федерации легкой атлетики, ВАДА, и т. д. И когда мы выиграем десять, сто слушаний, отсудим миллиарды долларов, тогда и посмотрим, будут ли появляться такие пространные, но бездоказательные доклады. Причем, на мой взгляд, власти должны помочь спортсменам юридически оформить претензии, найти хороших адвокатов.
- Если мы находимся в состоянии войны, которую не мы начали, что нужно сделать, чтобы она все-таки закончилась?
- Кончится она только тогда, когда мы станем сильнее. Наши противники боятся чужой силы и потери своих денег.
Смотрите также:
- «Успели полюбить Сочи». Домнина и Шабалин – о жизни после большого спорта →
- Глазами наблюдателя. Как сделать так, чтобы Игры в Сочи прошли не хуже. →
- «В киборгов не верю». Автор фильма про Сочи-2014 о допинге в спорте →