Царица, просто царица. Как Динамия правила Боспором?

Владислава Макарчук / АиФ

В истории Крыма было много правителей-мужчин, но в далекие античные времена полуостровом также правила и своя царица. Звали ее Динамия. Она была внучкой знаменитого и могущественного Митридата VI Евпатора.

   
   

Когда-то Динамия чуть не стала женой великого Гая Юлия Цезаря. Ее отец, царь Фарнак II, этим династическим браком пытался снискать лояльность империи и отвести от себя угрозу потери власти. Впрочем, привередливый Цезарь кандидатуру Динамии отклонил. Будущий римский император пришел за военной победой, а не за женой.

В 17 г. до н. э., после смерти своего мужа Асандра, она стала самостоятельной правительницей Боспора. Вынужденная обстоятельствами официально поддерживать лояльность по отношению к Риму, Динамия всемерно подчеркивала свое родство с Митридатом и продолжала политику независимости Боспорского царства. Стиль правления Митридата VI продолжался. Боспор становился сильнее, в нему прирастали новые земли, процветала торговля, укреплялись города и порты.

О том, какую роль занимали женщины в семье Митридата Евпатора, написала доктор исторических наук Марина Скржинская.

Власть по наследству

Итак, мы помним, что в древнегреческих демократических государствах все должности были выборными, причём занимать их могли только мужчины, обладавшие полными гражданскими правами. У женщин в древности равных прав с мужчинами не было, и они на власть претендовать не могли. Однако после завоеваний Александра Македонского и образования эллинистических монархий со смешанными греческими и восточными традициями власть в ряде случаев стала передаваться по наследству, и тогда во главе государства инoгдa становились женщины. Это случалось, когда они исполняли роль регента при малолетнем наследнике престола, но совсем редко женщины становились единовластными царицами. Среди этих немногих боспорская царица Динамия занимает одно из первых мест как по продолжительности своего правления, так и по успешности разрешения труднейших политических, экономических и военных ситуаций, складывавшихся в течение её достаточно долгой жизни.

О деятельности Динамии известно из письменных и эпиграфических источников гораздо больше, чем о жизни прочих боспорских цариц. Отчасти это объясняется её выдающейся ролью в истории Боспора, а также тем, что она была внучкой знаменитого царя Митридата VI Евпатора, которому последний боспорский царь из рода Спартокидов передал свою власть. Многие древние авторы подробно писали о жизни Митридата и его окружения, поэтому у нас есть уникальная возможность представить нравы и обычаи семьи Динамии, чего нельзя в отношении подавляющего большинства известных нам боспорян.

Митридат Евпатор (132 - 63 г. до н.э.), прозванный также Дионисом, был царём Понта, государства на южном берегу Чёрного моря. Он вошёл в историю как грозный противник римлян, едва не сломивший их власть в Малой Азии и Причерноморье. Его долгие и временами весьма успешные войны с римскими полководцами Лукуллом и Помпеем окончились поражением, а после предательства любимого сына Фарнака Митридат, боясь стать пленником римлян, попросил своего приближённого убить его мечом. Это произошло в Пантикапее на акрополе, располагавшемся на горе, господствовавшей над городом. В Керчи (совр. название Пантикапея) память о царе увековечена в её названии - Митридат.

   
   

Жёны боспорских царей получили официальный титул цариц позже, чем их мужья. В сохранившихся надписях он впервые появляется во II в. до н.э.: царицей названа Камасария, жена царя Перисада IV. Он умер, когда наследовавший ему сын Перисад V был малолетним, и мать в качестве регента правила десять лет. В одной из боспорских надписей Камасария названа Филотекной (чадолюбивой), а её сын Филометером (матерелюбивым). Это позволяет думать, что власть наследнику она передала мирно, примерно в 170 г. до н.э. (Из-за плохой сохранности античных источников в современной научной литературе существуют разногласия при определении точного времени правления боспорских царей III - II вв. до н.э. Марина Скржинская придерживается хронологии, предложенной В. П. Яйленко в статье «Ольвия и Боспор в эллинистическую эпоху».

Мать против сына

Однако так бывало не всегда, и примером может служить биография деда Динамии Митридата, с юных лет боровшегося за свои наследственные права. Его мать Лаодика, будучи регентом, не желала отдавать бразды правления повзрослевшему сыну и потому строила ему всяческие козни, так что законному наследнику престола пришлось бежать в Армению. С помощью приютившего юношу царя Антипатра двадцатилетний Митридат вернулся на родину в 113 г. до н.э., взял власть в свои руки, а мать заключил в тюрьму, где она и скончалась.

Митридат был выдающимся полководцем и человеком, хорошо знакомым с эллинской культурой. Он мог объясняться на множестве языков, покровительствовал учёным и поэтам, коллекционировал предметы искусства, интересовался медициной. В то же время царь отличался крайней жестокостью и коварством, что было характерно для азиатских деспотов, от которых он вёл свою родословную. Едва заподозрив посягательство на свою власть, он убивал подозреваемого, даже если это был его брат или сын.

Господин вместо супруга 

Эти черты восточного владыки видны и в его отношении к женщинам. Он имел множество жён и наложниц. В период увлечения той или иной избранницей Митридат осыпал её драгоценностями и подарками, но без сожаления убивал любую, если подозревал измену или не хотел, чтобы она досталась победителям. Удел этих женщин хорошо иллюстрирует сообщение Плутарха о судьбе Монимы, уроженки Милета: «Когда в своё время царь добивался благосклонности Монимы и послал ей 15 000 золотых, она на всё отвечала отказом, пока он не подписал с ней брачный договор и не провозгласил царицей, прислав диадему. Она проводила свои дни в скорби и кляла свою красоту, которая дала ей господина вместо супруга и варварскую темницу вместо замужества и домашнего очага, заставила жить вдали от Греции, только во сне видя то счастье, на которое она понадеялась». При угрозе захвата Фарнакии войсками Помпея Митридат приказал евнуху Бакхиду убить своих сестёр и жён, живших близ этого города. Тот заколол мечом несчастную Мониму, а других женщин заставил покончить жизнь самоубийством.

Жену назвал мужским именем

Судьба одной из последних наложниц престарелого Митридата связана с Боспором, о чём стало известно из надписи, найденной при раскопках Фанагории, главного города той части Боспорского царства, которая располагалась на Таманском полуострове. Там обнаружили камень с вырезанной на нём эпитафией: «Гипсикрат, жена царя Митридата Евпатора Диониса, прощай». Удивительная форма мужского имени по отношению к жене царя получает объяснение в сопоставлении с записью Плутарха в биографии Помпея.

Рассказывая о разгроме войска Митридата в битве с римлянами в 66 г. до н.э., Плутарх пишет, что царю удалось бежать всего с тремя спутниками. «Среди них находилась его наложница Гипсикратия, всегда проявлявшая мужество и смелость, так что царь называл её Гипсикратом. Наложница была одета в мужскую персидскую одежду и ехала верхом; она не чувствовала утомления от долгого пути и не уставала ухаживать за царём и его конём, пока наконец они не прибыли в крепость Синору».

Таким образом, найдено объяснение, почему жена Митридата названа в эпитафии мужским именем. Вероятно, за мужество и отвагу царь повысил её статус, переведя из наложниц в жёны. То есть она последовала за своим повелителем на Боспор - последнее пристанище царя на северной окраине его владений. Но и здесь было неспокойно. Жители Фанагории подняли восстание, во время которого нашла свою смерть Гипсикратия, очевидно во время пожара акрополя, где находились в то время дочь и четыре сына Митридата. Из них только Артаферн был взрослым, и возможно, среди них оказались и дети Гипсикратии. Можно думать, что упомянутое надгробие, увенчанное статуей (от неё остался след крепления на постаменте с надписью), установили по распоряжению царя и он сам составил текст надписи, назвав свою последнюю жену принятым в их общении именем.

Пленники Помпея

Приблизительно в это время, т.е. в 60-е гг. I в. до н.э., у Фарнака родилась дочь Динамия. Трудно сказать, провела ли она детство на Боспоре или на южных берегах Чёрного моря в Понтийском царстве, родине её отца и деда. В этой семье, как было принято в царских династиях, девушек выдавали замуж, руководствуясь исключительно политическими соображениями. Её дед Митридат обручил двух дочерей с египетским и критским царями, из тех же соображений выгоды он решил выдать замуж других царевен за скифских вождей, прося их прислать на помощь свои войска. Перспектива жить среди диких варваров показалась девушкам столь ужасной, что, наверное, не без их помощи воины из конвоя, охранявшего посольство Митридата, перебили евнухов, сопровождавших царевен, а затем отправили их к Помпею. Правда и там их ждала незавидная участь: благодаря знатности своего происхождения вместе с братьями они шли среди пленников в триумфе Помпея.

Среди детей побеждённых царей, прошедших в Риме перед колесницей полководца, Аппиан упоминает пятерых сыновей и двух дочерей Митридата - это дядья и тёти будущей боспорской царицы.

Другие близкие родственницы Динамии проявили незаурядную твёрдость характера и могли служить ей примером. Две дочери Митридата, находившиеся вместе с ним в Пантикапее, в критический момент, когда отец решил уйти из жизни, добровольно приняли яд и умерли вместе с ним. Клеопатра, другая тётка Динамии, во время упомянутого восстания в Фанагории, в отличие от нескольких своих братьев, не сдалась осаждающим войскам, а дождалась кораблей, посланных ей на помощь отцом.

Как и других царских дочерей, Динамию собирались выдать замуж по политическим соображениям. Вероятно, именно о ней шла речь в неудачных переговорах послов Фарнака с Цезарем в 47 г. до н.э. Написавший об этом Аппиан не назвал имени дочери Фарнака, но учёные полагают, что имелась в виду Динамия, т.к. о её сёстрах нигде не упоминается. Однако царевна хотела сама распоряжаться своей судьбой и средством для этого выбрала вступление по собственной воле в нужное для неё супружество, что открывало ей единственный возможный для женщины в то время путь самостоятельной карьеры. За свою жизнь она заключила несколько таких союзов, каждый раз руководствуясь политической целесообразностью и желанием удержаться у власти.

Вышла замуж за убийцу

После гибели Фарнака Динамия не в силах была одна наследовать его власть на Боспоре и потому вышла замуж за Асандра, боспорского наместника, изменившего её отцу и ставшему его убийцей. Этот брак был нужен и Асандру: став супругом дочери предыдущего царя, он получал видимость законности своих притязаний на боспорский престол. С моральной точки зрения поступок Динамии был ничуть не хуже поведения её собственного отца Фарнака, который, будучи любимым сыном Митридата и его официальным наследником, предал царя и довёл его до смерти. Замужество Динамии органично вписывается в образ действий членов её семьи, да и в нравы других царских династий эллинистического времени, боровшихся за власть любыми способами.

О детях этой царской четы ничего не известно. Возможно, их сыном был боспорянин, женившийся на Гикии, дочери знатного херсонесита. Воплощая в жизнь желание родителей подчинить Херсонес Боспору, он погиб при неудавшейся попытке захвата власти во втором десятилетии до н.э.

Не просто жена

Брак Асандра и Динамии длился около тридцати лет, вплоть до смерти царя в глубокой старости в 17 г. до н.э. К этому промежутку времени относится надпись на постаменте статуй Посейдона и Афродиты, установленных в Пантикапее навархом Панталеонтом: «В царствование царя царей великого Асандра, друга римлян, спасителя, и царицы Динамии». Включение в титул эпитета «друг римлян» свидетельствует о некой политической зависимости боспорян от Рима. В более поздних надписях титул Динамии снабжён тем же эпитетом. При её жизни, а может быть, и по её инициативе, города Пантикапей и Фанагория были переименованы в Кесарию и Агриппею в честь императора Августа и его тестя Агриппы. Поэтому статуя царицы в Фанагории имела надпись: «От народа агриппейцев», а в надписях на городских медных монетах Пантикапея, выпущенных при её правлении, можно видеть наименование города Кесарии. Однако, как показывают более поздние лапидарные и монетные начертания, новые названия не прижились и главные города европейской и азиатской сторон Боспора вскоре вновь стали Фанагорией и Пантикапеем.

Жёны боспорских царей получили официальный титул цариц позже, чем их мужья.

Динамия была не просто женой царя, она активно участвовала в управлении государством. В последние годы жизни Асандра, когда ему было более 80 лет, царь, по словам Диона Кассия, передал власть Динамии. Именно она, а не Асандр, в 20-е гг. I  в. до н.э. пользовалась поддержкой императора Августа, который в 20-м и 16-м гг. дал ей право выпустить золотые боспорские статеры (первоначально - единица веса, затем греческая монета из золота и серебра) с её портретом на аверсе (лицевая сторона монеты) и надписью: «Царица Динамия». На реверсе (оборотная сторона монеты) этих монет чеканили звезду и полумесяц, династические знаки понтийских царей, ведших свой род от Ахеменидов. Эти знаки напоминали не только о родословной царицы, но также о её отце и деде, некогда занимавших боспорский престол.

Надгробие засвидетельствовало

По нескольким эпиграфическим памятникам можно судить о политической деятельности Динамии. Сохранившиеся постаменты с надписями свидетельствуют об установке от имени царицы скульптурных изображений Августа и его жены Ливии в Пантикапее, Фанагории, бывших одним из способов выражения признания авторитета Римской империи и её правителей. Херсонесская проксения (проксения  - правовой акт, которым иноземцу даровались определённые права в греческом городе) боспорянину Аминию указывает, что Динамия от своего имени направляла послов в другие государства. Надгробный памятник Матиана, вероятно, свидетельствует о наличии телохранителей, сопровождавших царицу.

Это надгробие, стоявшее когда-то на одном из таманских некрополей и хранящееся теперь в Темрюкском музее, заслуживает более подробного описания, т.к. из надписи на нём следует, что памятник заказан членом царской семьи не своему родственнику - случай для Боспора уникальный. На известняковой стеле вырезан рельеф всадника в воинском доспехе; он вооружён копьём, луком и колчаном со стрелами, у ног лошади - собака, как и её хозяин, наверное охранявшая царицу. Надпись под рельефом гласит: «Царица Динамия (поставила изображение) Матиана, (сына) Заидара, памяти ради». Вероятно, она сама составила текст эпитафии и сама же распорядилась  изготовить надгробный памятник начальнику отряда телохранителей, не раз приходившему ей на помощь в зачастую опасных поездках по Боспору.

В эпитафии Матиана и ряде прочих официальных надписей Динамия зачастую называла себя просто царицей и не указывала имени отца или мужа, как было положено при упоминании женских имён боспорских гражданок. Эта черта свидетельствует о независимости и самостоятельности царицы.

Как и другим правителям Боспора, Динамии при жизни устанавливали статуи. Наверное, они имели те портретные черты, которые скульптор передал на бронзовом бюсте царицы, найденном на Тамани. Перед нами - немолодая женщина, может быть слегка идеализированная, но с характерными чертами: широким лицом со сжатыми губами, округлым подбородком и большим прямым носом. Причёска с локонами, известная по римским портретам её современниц. На голове у Динамии остроконечная фригийская шапка, украшенная инкрустированными серебряными звёздами - эмблемой царей династии рода Митридата. Такая звезда вместе с полумесяцем отчеканена также на упомянутых золотых статерах с профилем царицы.

Скорее всего, так выглядела Динамия в последние годы своей жизни, которые оказались наполненными драматическими событиями. На закате жизни Асандра, когда Динамия чувствовала себя полновластной правительницей, на Боспоре появился некто Скрибоний, выдававший себя за внука Митридата. Вместе со своими сторонниками он вознамерился свергнуть уже слабого и старого Асандра, утверждая, что сам Август назначил его правителем царства.

И снова вышла замуж

Понимая, что у узурпатора довольно сильная поддержка, Динамия после смерти Асандра решила сохранить свою власть, став женой Скрибония. Вскоре после этого её новоиспечённый муж погиб в борьбе со своими противниками, не соглашавшимися с его намерением полностью признать римскую гегемонию и поддержать желание Рима образовать вассальное Понтийско-Боспорское царство.

После смерти Скрибония Август и Агриппа не изменили своего намерения относительно статуса Боспора. Для этого они решили возвести на трон Полемона, бывшего к тому времени уже царём Понта. Несмотря на противодействие боспорян, Полемону удалось воцариться в Пантикапее, и тогда Динамия, по благословению Августа, в 14 г. до н.э. стала женой нового царя. Она ещё два года находилась у власти во время беспрерывных волнений и войн, которые приходилось вести Полемону.

По мнению ряда учёных, основывающихся на косвенных эпиграфических и нумизматических свидетельствах, Динамия скончалась около 12 г. до н.э. Однако не все отказываются от высказанного ещё в начале XX в. предположения, что царица порвала с Полемоном и отправилась на азиатскую сторону Боспора, где, кстати, пользовалась симпатией местного населения. Затем, после смерти Полемона, она вновь недолго правила государством и умерла в преклонном возрасте во время царствования Аспурга, который был сыном Асандра и её пасынком.

Подготовила Фатима ШЕУДЖЕН.