Есть или не есть? Что скрывается за приставками «био» и «эко»

Ольга Щеголькова / АиФ-Юг

За круглым столом представители власти и производители раскрыли секрет, что же кроется за этим обозначением.

   
   

Просто пиар-ход?

Юлия Житникова, «АиФ-Юг»: Экологически чистая еда – это миф или реальность?

Начальник отдела развития розничной торговли, услуг рынков и ярмарок департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Наталья Градиль:

Наталья Градиль. Фото: АиФ-Юг

- В 2013-м году в Краснодарском крае приняли закон о производстве органической сельскохозяйственной продукции. И в последние годы в магазинах все чаще стали продавать продукты с приставками «био», «эко». Сегодня магазинов с подобным направлением (или имеющих соответствующие секции) на Кубани около 500. Люди, покупая продукты с такими обозначениями, уверены, что приобретают, действительно, полезную для организма еду, косметику и пр. Хотя что на самом деле скрывается за заманчивым обозначением - большой вопрос. Такая продукция подлежит только добровольной сертификации. То есть все на совести производителя.

Учредитель ООО «Кубаньделикатес» Ольга Соловьева:

Ольга Соловьева. Фото: АиФ-Юг

- Экологически чистые продукты – это только натуральные ингредиенты из качественного и опять же, повторюсь, натурального сырья. Если это мясные продукты, там не должно быть сорбатов, фосфатов и прочих добавок. Согласна, это будет стоить дороже. Ведь само производство и натуральное качественное сырьё также обходится производителю недёшево. Чтобы снизить цену, недобросовестные производители «накачивают» мясо всякой химией. К примеру, как-то видела рулет из утки бело-жёлтого цвета. Стоит всего 300 руб., тогда как у других производителей стоимость на порядок выше. Спросите, почему? На этикетке этого рулета было указано до 15 Е-добавок. Натуральное утиное мясо – красного цвета! Не жёлтое, и не белое, как в этом продукте. Так что из чего его делали, непонятно, но настоящего утиного мяса там точно немного. Отсюда и разница в цене. Но если говорить о растениеводстве, в нём совсем без химии не обойтись. Ведь тогда урожая не будет вовсе, погибнет от вредителей или болезней. Поэтому по нормам в продуктах разрешено определённое количество нитратов или других веществ. Если не превышаешь нормы, значит, можно смело говорить о хорошем качестве.

Ирина Гордиенко, генеральный директор ОАО «Солохаульский чай»:

   
   

- Чтобы наше потомство развивалось и крепло, начиная с раннего возраста, а именно, с детского сада, следует включать в детское питание именно экологически чистые продукты питания, выращенные и полученные с натурального хозяйства. В школе также следует употреблять только продукты, выращенные в экологически чистых районах, покупать их в маленьких хозяйствах. На мой взгляд, следует приобретать овощи и фрукты у населения в том числе. Молоко и молочные продукты тоже желательно давать натуральные. Сейчас для того, чтобы дети со школьной скамьи выходили во взрослый мир физически здоровыми и выносливыми, государство раз в неделю дополнительно, кроме школьных завтраков и обедов, раз в неделю каждому ребенку выдаёт по 0,5 литра молока. К сожалению, поколение, которое росло в 90-х годах прошлого века, такой заботы не видело. В результате, в настоящее время мы имеем как факт население с нарушениями ЖКТ. Кстати, такие полезные продукты можно не только курить, но и … заработать. К примеру, отправились вы на экскурсию на фермерское хозяйство, допустим, занимающееся разведением домашней птицы, коз, кроликов и т. д.  Посетители могут не просто побывать на ферме, но и помочь в уходе за животными, уборке территории, кормлении животных и домашней птицы. А хозяин экофермы расплачивается за их труд продуктами натурального производства: козьим сыром, домашними яйцами, мясом. Такое направление очень перспективно как для популяризации таких хозяйств, так и продвижении вкусных и полезных продуктов питания.

Здесь и сейчас

- Где же чаще можно встретить качественный продукт? На рынке, в фермерском магазине или в сетях?

Заместитель начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Наталья Подгорная:

Наталья Подгорная. Фото: АиФ-Юг

- Кубанские жители привыкли ходить на рынок. Это особенность менталитета старшего поколения. Там можно попробовать, пообщаться, поторговаться. Соответственно, и доверия к продавцу и его товару больше. В супермаркет ходят те люди, которые ведут ускоренный образ жизни. Прибежали (или заехали), быстро выбрали, что нужно, и всё на этом. Но это не значит, что там продукты хуже. Просто другой ассортимент и цены. Также сейчас огромным спросом пользуются сельхозярмарки как для покупателей, так и товаропроизводителей. Они помогают познакомить людей с отечественными производителями, продвигать кубанские продукты. 

Ольга Соловьева: Фермерам и представителям малого бизнеса пробиться в сети можно, но очень сложно соблюсти ряд условий по договору. К тому же для самих производителей это часто невыгодно. Когда торгуешь на ярмарке или в своём магазине, средства получаешь сразу. Если же заходишь в сети, ждёшь денег долго. А иногда вместо ожидаемых «дивидендов» обратно возвращается твоя продукция. Не успели продать, срок годности истек. Так что для малого бизнеса предпочтительнее иные формы продаж. Как говорится «здесь и сейчас».

Как попасть на ярмарку производителю?
В Краснодарском крае действует около 75 ярмарок выходного дня. В летний период – 60 (из-за ограничения по реализации скоропортящейся продукции). В целом же, производители продают свои продукты на 800 ярмарках. Количество мест на ярмарках зависит от площади и ограничено. Поэтому подавать документы в органы местного самоуправления нужно заранее.

Наталья Градиль: Для малых форм хозяйствования подходят другие форматы: это небольшие магазинчики «у дома», стационарные павильоны, в которых могут продавать, к примеру, фрукты-овощи круглый год. Сейчас планируется развивать мобильные торговые объекты. Сегодня предприятие торгует на Юбилейном, завтра поехали в район Гидростроя и т.д. Тот же принцип можно применить для поездки-торговли по городам.

Будущее за малым бизнесом

- Хватит ли на всех вкусных и качественных продуктов именно кубанского производства?

Наталья Подгорная: Конечно, хватит. В последнее время объемы производства, по-крайней мере, пищевой промышленности растут. Только за семь месяцев этого года колбасное производство увеличилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такого прироста не было последние 10 лет в крае. В прошлом году был отличный урожай по овощам. Да, у нас есть определённые проблемы, но производство активно развивается.

- Сейчас государство многое делает для продвижения наших производителей. Какая помощь нужна еще?

Ольга Соловьева: В первую очередь, нужно больше информации. Как получить место на ярмарке, на какую помощь можно рассчитывать и прочее. Второй момент – помощь в организации сбыта продукции. Нужна четко налаженная система кооперации. Каждый должен заниматься своим делом. Фермеры – производить, а кто-то другой продавать. Но это должно быть в системе, открыто и прозрачно. Тогда можно избежать сумасшедших накруток на товар, и все будут в плюсе.

Наталья Градиль: Думаю, будущее именно за малым бизнесом. Таким предприятиям легче перестроиться под изменчивые потребности покупателей.

Ольга Соловьева: Маленькие производства составляют основу экономики и в Америке, и в Европе. И мы идем в этом направлении. Небольшие сыроварни, мини-пекарни, кондитерские просто обязаны создавать качественный продукт. Ведь покупатели голосуют рублем.

Смотрите также: