На юге России одним из популярных туристических маршрутов стал «Золотое кольцо Боспорского царства». Он включает путешествие по местам, где в античное время располагались города древнего государства на территории Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области и города Севастополь.
Ранее в материале «Дом вдали от дома» мы рассказали в общих чертах о том, как и почему на побережье Чёрного и Азовского морей было основано греками Боспорское царство. Далее говорили о городе Гермонассе, который также входил в него. Теперь рассказываем, что с ним стало дальше.
На место греков пришли тюрки
Мы уже рассказывали, что история возникновения города начинается с VI века до н.э. Он был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Тогда же вошёл в состав царства. С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по пять комнат. В центре города располагался акрополь. А неподалеку от города располагался храм Афродиты.
В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название - Тумантархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова «тумен», обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в десять тысяч человек.
Вскоре, после распада Тюркского каганата, Тумантархан стал хазарским, хотя византийское влияние не прекратилось. В это время население города было полиэтничным - здесь селились греки, армяне, хазары, булгары, аланы, зихи, касоги. Пёстрой была и религиозная ситуация: православие соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле.
Крупное поселение
Кстати, историки называют несколько значений названий города:
«Тмутаракань, Тумантаркан, Тумантархан - одно из сложнейших названий, - говорит доктор исторических наук Валерий Касьянов. - До 10 века, пока территорию не завоевала Киевская Русь, Тумантаркан был одним из крупнейших городов. У татаро-монголов «тьма» - это поселение. «Таркан» - укрупнённое. Получается «тумантаркан» - укрупнённое поселение. Но если обратиться к древнеславянскому языку, появляется другое объяснение. «Тму, тьму, туму» обозначает край, отдалённую часть территории. Что, впрочем, тоже соответствует действительности».
Одно из княжеств Киевской Руси
После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тогда - то и появилось название Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань). В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью.
Между прочим, русское княжество, существовавшее в X-XI веках с центром в городе Тмутаракань (Тамань), упоминается в русских летописях и «Слове о полку Игореве». Поскольку точное местоположение княжества было неизвестно, многие считали его вымышленным. В 1792 году был обнаружен Тмутараканский камень, на месте нахождения которого археологами открыты развалины Тмутаракани.
Образование Тмутараканского княжества сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах: торгово-экономической, культурной, военно-политической.
В состав княжества входили: сам город Тмутаракань и окружавшие его сельские территории, в Крыму - Керчь с сельскохозяйственной округой. В подчинении Тмутараканского княжества находился город Белая Вежа. Благодаря своему выгодному положению Тмутараканское княжество контролировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу. Какое-то время Тамань определяла политику всего Северного Кавказа.
«С одной стороны место было очень выгодным, - говорит Валерий Касьянов. - Деньги здесь делались просто из воздуха, поскольку всё время шла бойкая торговля. Но в то же время жители города подвергались постоянным набегам, и жить в Тмутаракани было достаточно опасно».
Население Тмутараканского княжества состояло из местных племён - адыгов, алан, болгар, хазар, готов, а также греков, славянских ремесленников и купцов. Здесь же размещалась княжеская дружина. Окрестные племена находились в зависимости от князя, платили ему дань и поставляли воинов в период военных действий.
Княжество оказывало сильное влияние на развитие культуры народов Северного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным культурным и христианским центром и сыграло видную роль в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. В княжестве существовало два христианских храма, в начале XII века была построена церковь Богородицы. Под самой Тмутараканью учеником Феодосия Печорского, Никоном, был основан монастырь - филиал Киевско-Печорского. Никон здесь долго жил и ему, главным образом, обязаны попавшиЕ в летопись сведения о Тмутаракани. Из этого следует, что в княжестве была развита письменность.
И назвали его Матарха
Дальнейшая судьба Тмутараканского княжества из отечественных источников не прослеживается, что вовсе не означает прекращение его существования. Тем не менее, Тмутаракань, оторвавшись от Руси и попав в сферу влияния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, продолжала жить своей жизнью. Арабский географ Идриси при описании около 1154 г. Черноморского побережья сообщает, что «Матарха» (ещё одно название Тмутаракани), расположенная в 20 милях от «устья Русской реки», весьма древний город, а имя его основателя неизвестно, Матарха окружена возделанными полями и виноградниками; цари её весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо заселён и весьма цветущ; в нём бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краёв».
Можно утверждать, что не только господство половцев, «владычество» Византии, но и страшное Батыево нашествие не истребило русское население на Таманском полуострове. Тмутараканское княжество, окружённое со всех сторон инородцами, захудало и утратило своё прежнее значение. Последний раз Тмутаракань упоминается в летописи в 1094 году: в этом году Олег покинул её, чтобы сесть в Чернигове. Девяносто лет спустя Тмутаракань считалась на Руси уже потерянной страной. Впрочем само княжество существовало ещё в XIII веке. Вот как описывает её жителей венгерский монах, посетивший Приазовье в 1237 году: «Ея владетель и население называют себя христианами, имеют сто жен, все бреют головы, а бороды растят умеренно, за исключением благородных, которые в знак своего благородства над левым ухом оставляют немного волос, причЁм вся остальная голова обрита».
Из этого следует, что политическая организация и зачатки культуры, засаженные в Тмутаракани при русских князьях, не исчезли здесь до самого прибытия татар, хотя заметно уже одичание, огрубение под влиянием окружающей варварской обстановки. Вероятно, это одичание состояло в связи с изменением в самом составе населения - не славянский элемент, по-видимому, уже играл преобладающую роль в Тмутаракани, а инородческий.
Под властью генуэзцев и ханов
В XV веке Тмутараканью (Матрегой) завладела генуэзская фамилия Гизольфи. Таманские города вновь, как и в период существования Боспорского царства, были вовлечены в мировую торговлю между Западом и Востоком. В конце этого столетия на территории бывшего Боспора образовалось независимое от татаро-монголов Крымское ханство, в которое входил и Таманский полуостров. С утверждением на низовьях Дона и на Кубани татар Тмутараканское княжество исчезает совершенно с исторической сцены.
В связи с турецкой экспансией оно становится зависимым от Османской империи. Здесь строится крепость Хункала, просуществовавшая вплоть до ликвидации Крымского ханства и вхождения его в состав России в 1792 году. Сюда поселились черноморские казаки, основавшие станицу Тамань.
Приключения заветного камня
Если посмотреть на древние карты Киевской Руси, можно понять, что Тмутаракань находилась за несколько сотен километров от других русских княжеств. Это затрудняло связи с русскими землями, но, с другой стороны, правители Тмутаракани имели возможность проводить гораздо более самостоятельную и независимую от Киева политику.
По мнению историка А. Рыжкова, особую ценность Тмутаракань приобретала для бунтарей, которых не устраивало их место на пресловутой «лествице Ярослава» (Мудрого), в первую очередь для князей-изгоев, чьи отцы умерли до того, как вступили на великокняжеский престол.
Потеряли и забыли?
Они выпадали из общей очереди и могли надеяться лишь на милость старших родственников, во власти которых находились. Тмутаракань оказалась очень удобной базой для войны за свои права. И русские правители далёкой Тмутаракани на протяжении X-XI вв. не раз оказывали серьёзное влияние на ход русской истории. Однако со временем связь с Тмутараканью была потеряна, более того, было забыто её местоположение.
Сейчас это может показаться странным, но долгое время велись вполне серьёзные споры, откуда приводили на Русь свои грозные полки Мстислав Храбрый и Олег Гориславич. Андрей Лызлов в XVII веке полагал, что Тмутараканское княжество находилось рядом с Астраханью. Василий Татищев считал, что искать его нужно на территории современной Рязанской области. Михаил Щербатов в конце XVIII столетия пришёл к выводу, что Тмутаракань располагалась недалеко от Азова. И. Н. Болтин (автор XVIII века) указывал на верховья Ворсклы.
А вот петербургский профессор Готлиб-Зигфрид Байер - автор норманской теории происхождения Древнерусского государства, ещё в 1736 году оказался удивительно прозорлив, утверждая:
«Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Боспора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического моря».
Эта версия вскоре подтвердилась - был найден тмутараканский камень.
25 августа 1792 года часть запорожских казаков, которыми командовал войсковой полковник Савва Белый, высадилась в бывшем турецком порту Таман. Для защиты пристани солдатами русского егерского полка был построен редут. А в качестве порога своей казармы они решили использовать найденную поблизости мраморную плиту длиной более метра и шириной около полуметра. Весила она, кстати, более 850 кг.
На этой плите была высечена какая-то надпись, на которую обратил внимание премьер-майор Х. Розенберг. Разобрать её и точно перевести на современный русский язык ему не удалось, первым это сделал в 1806 году А. Н. Оленин:
«В лето 6576 индикта (1068 г.) Глеб князь мерил море по льду от Тьмутороканя до Корчева 10 000 сажен и 4 000 сажен».
Князь Глеб, о котором говорится в надписи, - внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега «Гориславича».
Мистическое исчезновение
Розенберг сумел оценить важность находки и принял решение отправить плиту в Таганрог вице-адмиралу Н. Мордвинову, который тогда был председателем Черноморского адмиралтейского правления. Однако Мордвинов вскоре отбыл в Севастополь, за ним отправился и камень. Уже в Севастопольском порту шторм сорвал корабль, на котором находилась плита с якоря, и унёс его в море. Обнаружилось это судно лишь через три месяца близ Константинополя - сюда его принесли ветер и морские течения. Корабль был отремонтирован и возвращён в Севастополь. Оттуда многострадальный камень повезли уже в Николаев. Здесь, в числе прочих, его осмотрел премьер-майор Г. Егоров.
Вскоре он оказался в Петербурге, где рассказал о странной находке А. И. Мусину-Пушкину. Тот обратился к Екатерине II, которая особого интереса к камню не проявила: приказала измерить его, скопировать надпись и... вернуть в Тамань! До 1803 года камень находился в саду у Таманской Покровской церкви. Потом архитектор Н. А. Львов-Никольский включил его в композицию, посвящённую античному наследию Тамани. В 1835 году Тмутараканский камень перевезли в Керченский музей древностей. И, наконец, в 1851 году плита была доставлена для изучения в Петербург.
Сейчас тмутараканский камень хранится в Эрмитаже.