Когда поедет «Наземка»? Решит ли городская электричка проблемы Краснодара

Сможет ли Краснодар повторить опыт Москвы, в которой электричка стала полноценным городским транспортом? © / «Кубань 24»

Проект городской электрички, о котором давно говорили, в конце прошлого года официально попал в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара. Когда электричка станет полноценным средством передвижения для жителей краевого центра?

   
   

От идеи до программы

В конце 2021 года депутаты городской думы Краснодара утвердили Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города. Она рассчитана до 2040 года и предусматривает создание новых дорог и трамвайных линий, железнодорожных платформ в рамках проекта «Городская электричка». Именно последний вариант предполагается основным средством передвижения для краснодарской агломерации, которая включает в себя не только город, но и близлежащие районы.

Предполагается, что городская электричка будет перевозить пассажиров не только в пределах города, но и в радиусе 30 километров вокруг него. Скоростные железнодорожные магистрали с современными транспортно-пересадочными узлами увязывают с существующими и перспективными схемами развития трамвайных линий и другого транспорта. Проектирование и строительство транспортной системы будет поэтапным, с максимальным использованием существующих железных дорог.

О системе городских электричек заговорили ещё шесть лет назад, когда активисты общественного движения «Городские решения» представили проект НАЗЕМКА (НАЗЕмное Метро Краснодарской Агломерации). Авторы предложили уменьшить интервалы движения электричек по уже существующим железным дорогам краевого центра - в часы пик до 20 минут, в остальное время - до 40. Синхронизировать  железнодорожные платформы с остановками другого общественного транспорта.

Реальные очертания проект городской электрички начал обретать в 2019 году, когда РЖД построил обходные пути для грузовых поездов - теперь им не надо заезжать в Краснодар. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев тогда сказал, что регион грамотно использует новую инфраструктуру - свяжет пригороды Краснодара с его центром посредством наземного метро.

«Этот вариант прорабатывается, - сказал Вениамин Кондратьев. - Уверен, совместно с РЖД мы реализуем этот проект. Это важно для краевого центра, для решения проблемы с транспортным коллапсом».

   
   

Чем электричка лучше?

Краснодар - один из самых загруженных по автомобильному трафику городов России. Больше половины федеральных трасс на Кубани не отвечают интенсивности транспортного потока. Ежедневно на въезде в столицу Кубани скапливается огромное количество транспорта - жители окраин и близлежащих населённых пунктов добираются на работу. Не попадают в пробки только те, кто добирается из пригорода в центр и обратно электричкой в городской агломерации. С 2018 года попасть из города в пригород и обратно стало проще - в дополнение к существующим были введены 14 рейсов в часы пиковых нагрузок. Для жителей томящегося в пробках Краснодара, особенно тех, у кого дом в пригороде или в ближайших районах, электричка даже сейчас единственный выход.

«В автобус попробуй сесть, так он ещё все пробки соберёт по дороге, - рассказывает жительница посёлка Берёзового Анна Смирнова. - А на электричке от нас до вокзала «Краснодар-2» всего пятнадцать минут ехать. До «Краснодара-1» - 30. При любой погоде, обстановке на дорогах и прочих условиях».

Правда, признаётся женщина, расписание составлено так, что если пропустил нужный поезд, то следующего придётся долго ждать. Действительно, в графике пригородных поездов на этом направлении - Тимашевск, Староминская - всего по пять составов в каждую сторону в сутки. И если не уехал домой на поезде, который отправляется с Краснодара-1 в 18.25, то следующего придётся ждать два часа.

Андрей Клименко недавно построил дом в дачном посёлке за Знаменским, работает в  районе стадиона «Кубань».

«На электричке сорок минут ехать, - рассказывает он. - На машине порой столько же только до въезда в город добираюсь, а потом ещё в краснодарских пробках стою. Но если немного задержался на работе и не попал на электричку в 18.25, то надо либо два часа ждать, либо добираться другим транспортом - сначала до Комсомольского микрорайона, оттуда на забитом автобусе. Было бы хорошо, если бы электрички хотя бы раз в час ходили».

С кого пример брать?

Выходит, основная претензия пассажиров городской электрички сейчас - расписание. Но есть и другие.

«На новогодних каникулах ездили погулять на курорты Кавказских Минеральных Вод и там обратил внимание на электрички,  - продолжает Андрей Клименко. - Самое главное - перроны подняты, поэтому людям не надо карабкаться по перилам. У нас до трагикомического доходит - одна бабушка с дач со стульчиком своим ездит, чтобы в электричку забираться. Дальше - все вагоны чистые, аккуратные. Контролёры с видеокамерами, а цена, как у нас - что-то около тридцати рублей за зону».

Можно ещё обратить внимание на организацию движения в Москве и Подмосковье, где электропоезда помогают связывать воедино всю агломерацию.

«Если мне нужно в город самому - без семьи, то электричка и удобнее, и быстрее намного, - рассказывает житель подмосковного Королёва Виталий Селезнёв.  -  Основные станции дублируются переходами на метро, МЦД (Московский центральный диаметр). Интервал движения электричек небольшой - даже зимой не замерзнешь, пока ждёшь. Оплачиваешь проезд специальной картой на выходе».

Москву можно было бы принять за образец организации общественного транспорта, если бы не одно большое «но» - бюджет департамента транспорта столицы на 2020 год составлял около 240 млрд рублей - почти в шесть раз больше всей городской казны Краснодара.

Хребет системы

Глава Краснодара Андрей Алексеенко:

«Краснодар за последние пять лет превратился в одну большую десятибалльную пробку. Потому что по численности населения город увеличился вдвое. И решать эту задачу будем мы с вами. Для Краснодара программа комплексного развития транспортной инфраструктуры - как путеводитель в решении этой проблемы. В программу могут быть внесены изменения. Но именно она станет основой решения транспортных проблем Краснодара. И одна из составляющих - проект городской электрички. Это проект, который одобрил губернатор Кубани, правительство страны. Это такой «хребет» системы общественного транспорта, вокруг которого будут пересадочные узлы, которые в дальнейшем снимут транспортную проблему. Программа комплексного развития станет основой, благодаря которой мы сможем обращаться за финансированием в краевой и региональный бюджеты».

По примеру Москвы

Мирослав Валькович, урбанист:

«МЦК (московское центральное кольцо) и МЦД (московские центральные диаметры) - яркие примеры реализации идей городской электрички. Это система линий внеуличного железнодорожного транспорта, созданная на базе существующей инфраструктуры. Причём реализовывать её начали тогда же, когда мы предлагали проект «Наземка» в Краснодаре.

Кивать на бюджет Москвы не стоит хотя бы потому, что основным инвестором в первом случае выступило ОАО «РЖД». И в обоих случаях проекты были не городскими, а межрегиональными - московская агломерация включает ещё и область, краснодарская - соседние муниципалитеты края и Республику Адыгея. От Краснодара и районов, которые попадают в агломерацию, требуется не так много. Первое - оборудовать подходы к платформам, чтобы людям было удобно пользоваться транспортом - в некоторых местах даже нет асфальта. Второе - создать пересадочные узлы на существующий городской транспорт, интегрировать электричку в его систему. При необходимости  даже изменить маршруты. Третье - обустроить перехватывающие парковки на конечных станциях городской электрички. Кстати, в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара указаны места, где они будут располагаться.

Городская электричка будет перевозить пассажиров не только в пределах города, но и в радиусе 30 километров вокруг него.

Если говорить о времени реализации проекта, то, надеюсь, будут масштабировать опыт Москвы, а для этого понадобятся солидные инвестиции. Но нулевой этап можно запустить уже в ближайшее время. Для этого нужно, во-первых, адаптировать существующее расписание электричек. Во-вторых, сократить их интервал движения. Это реально - открытый в 2019 году железнодорожный объезд Краснодара на 30% уменьшил поток грузовых поездов через город. Если заполнить эти слоты электричками, можно прийти к комфортному интервалу - 20 минут в часы пик. В-третьих, добавить несколько актуальных станций или платформ, например, парк «Краснодар», Красная Площадь, СБС. Три этих шага позволят с минимальными затратами начать тестировать городскую электричку уже к лету».