В прошлом году Краснодар занял второе место в России по количеству времени, которое водители проводят в пробках. Уступил наш город только Москве, занявшей третье место в мировой рейтинге. «АиФ-Юг» рассказывает, почему заторы на дорогах Кубани увеличиваются и как с ними бороться.
Грустное лидерство
В прошлом году специалисты Regtransfers проанализировали ситуацию на дорогах в 38 странах мира и составили рейтинг самых «пробочных» городов планеты. Тяжелее всего живётся автомобилистам в Лос-Анджелесе, где водители стоят в заторах в среднем 104 часа в год. На втором месте Москва - 91,4 часа. Краснодар стал восемнадцатым в мировом топе и вторым в России - наши автомобилисты проводят в пробках 56 часов. Попал в не самый лучший рейтинг и Сочи - 49,2 часа.
Так почему же стоим? Здесь переплетаются несколько причин - огромная автомобилизация. С 2015 года количество транспортных средств, зарегистрированных в Краснодарском крае, по информации регионального управления ГИБДД, увеличилось на 117 тысяч. Краснодар по итогам 2020 года и вовсе стал лидером в России по количеству автомобилей на тысячу жителей. По подсчётам агентства «Автостат» на тысячу краснодарцев приходится 347 машин, для сравнения в Самаре, занявшей второе место, - 331, в Москве - 287. По подсчётам администрации краевого центра, сейчас в городе зарегистрировано около полумиллиона машин, ещё до 200 тысяч въезжает ежедневно из соседних районов. Дороги Краснодара для такого количества машин не рассчитаны - в Москве есть восьмиполосные проспекты. У нас самая широкая дорога - это Северные мосты, да и те в каждую из сторон превращаются в бутылочное горлышко.
«Самый простой способ избавиться от пробок - уменьшить количество личных автомобилей в городе, - считает урбанист Мирослав Валькович. - Можно провести аналогию с человеком, страдающим ожирением. Чтобы выздороветь, ему нужно сесть на диету, меньше есть, а не прорубать более широкие двери (расширять дороги), потому что в старые он уже не пролазит. Постоянно растущий спрос на личные автомобили удовлетворить невозможно, нельзя постоянно расширять дороги - ни в одном городе мира это не привело к уменьшению пробок, только наоборот. Единственный путь - развивать альтернативную виды мобильности: общественный транспорт, городскую электричку, пешеходное сообщение, дорожки для велосипедов и электросамокатов».
Эксперт отмечает, что важно не запретить машины, а создать такие условия, чтобы люди сами предпочитали альтернативные виды транспорта.
«Не надо путать автомобилизацию с автомобилепользованием, - продолжает Мирослав Валькович. - Большое количество машин - не так уж плохо, это и показатель уровня доходов, и возможность ездить в путешествия по стране. Надо бороться не с личными машинами, а делать так, чтобы их как можно реже использовали во внутригородской мобильности».
Один трамвай вместо десятка машин
«Когда мне просто надо на работу, я с удовольствием еду на трамвае - и до остановки прогуляюсь, и думать, куда машину поставить не надо, - говорит Елена Кириченко, жительница Восточно-Кругликовского микрорайона. - Но с утра надо ещё детей развезти - младшего в сад, в Первомайскую рощу. Старшую в школу - на 40-лет Победы. И тут без машины тяжело - на трамвай с детьми далеко, а в автобус с утра не влезешь».
В 2020 году Краснодар стал вторым в России по размеру дорожных заторов. дольше стоят в пробках только в Москве.
«Действительно, люди вынуждены возить детей в школы, детские сады, поликлиники на личных автомобилях, потому что отсутствуют социальная инфраструктура в шаговой доступности и развитый общественный транспорт, - говорит Мирослав Валькович. - Да, социальную инфраструктуру надо развивать. Но даже в районах с высокой плотностью населения транспортные проблемы решаются общественным транспортом с высокой провозной способностью. Если по одной полосе на личных авто за час проедут 1500 человек, то на трамвае уже в 6-9 раз больше, на городской электричке - и вовсе до 90 тысяч. Поэтому планирование новых микрорайонов - как сейчас на востоке города - надо начинать с мыслей о том, как сотни тысяч жителей будут ездить в город».
Сначала транспорт
Мирослав Валькович говорит о микрорайоне в северо-восточной части Краснодаре, в районе посёлков Знаменского и Новознаменского. Власти анонсировали там строительство кластера на двести тысяч человек. Но как все эти люди будут добираться на работу, если уже сейчас въезд и выезд на трассу М-4 «Дон», да и сама она, на навигаторах раскрашены красным.
Сейчас жители Знаменского и Новознаменского едут в город через федеральную трассу, по которой в сутки проходит 81 тысяча автомобилей. Некоторых выручают электрички, но они ходят всего несколько раз в день. Для автомобилистов власти озвучили два варианта - по первому планируется соединить два посёлка развязками над автодорогой М-4 «Дон». По второму - построить путепровод для транзитного транспорта параллельно существующей трассе.
Одновременно здесь же планируют развивать городскую электричку. Проектировщики предлагают создать шесть станций, а вокруг них - пересадочные узлы, к которым будут подходить трамваи и другой общественный транспорт.
«В рамках проекта развития северо-восточной зоны Краснодара мы выходим на задачу масштабной модернизации всей транспортной инфраструктуры города, - сообщил первый вице-губернатор Андрей Алексеенко. - Город исторически рассечён на части железными дорогами. И это проблема с точки зрения логистики. Но решение есть. Существующие железные дороги в связке с линиями скоростного трамвая и другими видами транспорта могут принять огромный пассажиропоток, а также значительно сократить потребность людей в использовании личных автомобилей».
По словам Андрея Алексеенко, задача проектировщиков - обеспечить получасовую транспортную доступность района из центра города. И в перспективе стремиться к такому показателю для остальных частей Краснодара. Власти также планируют убрать из города потоки транзитного транспорта за счёт обходных дорог с развязками, увеличить число выездов из Краснодара на внешние транспортные магистрали.
«При строительстве нового микрорайона надо думать не только о развязках - иначе на городские дороги попадёт ещё 65 тысяч машин, которые только увеличат заторы, - считает Мирослав Валькович, - а о развитии всей транспортной системы. И важно, чтобы комфортный общественный транспорт появился раньше, иначе у людей не будет выбора. В Генплане города всё это есть, главное, правильно расставленные приоритеты. Если же начать с развязок, то уверенно можно сказать, что пробки на дорогах Краснодара только увеличатся».
При этом люди, по словам урбаниста, готовы пересаживаться с личных автомобилей на общественный транспорт, самокаты и велосипеды.
«Мы 12 лет занимаемся транспортным вопросом и сейчас видим бум средств индивидуальной мобильности, - говорит Мирослав Валькович. - Важно, что большая часть тех, кто добирается на работу на велосипеде или электросамокате, имеют автомобили. То есть они сделали осознанный выбор, пересев на другой вид транспорта. Значит, и другие могут легко отказаться от авто, тут уже задача города создать для них комфортные условия. За запросом жителей власти не поспевают, хотя на словах декларируют переход на новую городскую мобильность».
Переход на новую мобильность
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Владимир Архипов:
«В Краснодаре коэффициент загрузки улиц превышает предельный норматив в 2-2,5 раза. В связи с этим обозначены основные задачи и пути их решения - перспективный план (стратегия) до 2034 года, в которой обозначены основные направления: приоритет общественного транспорта, обновление подвижного состава, оптимизация маршрутной сети, строительство новых трамвайных линий. Сейчас в Краснодаре уже реализованы и функционируют выделенные полосы для общественного транспорта, запланированы новые участки с полосой «А».
Переход на новую городскую мобильность обеспечит устойчивое функционирование транспортной системы Краснодара, которая будет способствовать развитию всего города в целом от города для автомобилей, к городу для людей. Только протяжённость велосипедных дорожек города составит 102 км (+ 40 ед. новых транспортных сооружений; новые светофорные объекты; + 12 ед. пешеходных переходов в разных уровнях; +20 ед. пешеходных улиц и зон, скверов и бульваров; + 52 ед. тротуаров; + 45 объектов велосипедной инфраструктуры; + 75 км велосипедных дорожек)».
Машина пока удобней
Председатель Краснодарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак:
«Я знаю немало людей, у которых нет автомобилей, и они пользуются общественным транспортом. Но пока личная машина в Краснодаре удобней - человек понимает, что независим, не подстраивается под расписание. Чтобы общественный транспорт пользовался большей популярностью, ему надо вовремя приходить на остановки, чтобы люди знали по минутам время прибытия, быть быстрым и комфортным - всё-таки в южном городе нельзя без кондиционера. Если эти условия будут соблюдены, то многие выберут общественный транспорт. Хорошо, что мэрия занимается развитием общественного транспорта, строительством выделенных трамвайных линий, по которым можно проехать быстро и без пробок. Но, повторюсь, этого пока мало, чтобы большинство людей отказалось от личных авто».
Самые «пробочные» места на дорогах Краснодара
- Улица Красная от Офицерской до Северной с 16 до 20
- Северная от Школьнйо до Садовой с 16 до 20
- Северная от Школьной до Ялтинской с 16 до 20
- Восточно-Кругликовская от ул. 40-летия Победы до Жлобы с 18 до 20
- Восточный обход от Знаменского до Фадеева с 7 до 9, с 18 до 20
- Подъезд к Краснодару со стороны Динской 9-12 км, с 8 до 11, с 17 до 20
- Колхозная от Офицерской до 40 лет Победы с 8 до 10, с 17 до 20
- Зиповская от Ростовского шоссе до Московской с 7 до 10
- Солнечная от Московского шоссе до Московской с 7 до 11
- Захарова от Станкостроительной до Яблоновского моста с 17 до 20.
- Также утром и вечером осложнено движение по Уральской и Сормовской.