Эксперты «Научно-исследовательского института перспективного градостроительства» из Санкт-Петербурга представили проект нового генплана Краснодара, рассчитанного до 2040 года. При сохранении темпов роста, численность населения города к этому времени достигнет трех миллионов 200 тысяч человек. При этом территориальные возможности позволяют расселить не больше двух млн. Предполагается, что люди будут жить в краснодарской агломерации: Северском, Динском и Красноармейском районах, в городском округе Горячий Ключ. Планируется усилить транспортные связи Краснодара со смежными поселениями. Участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович рассказал «АиФ-Юг» о работе над созданием проекта наземного метро и его роли по снижению заторов на дорогах краевого центра.
Победила «наземка»
На последнем градостроительном совете губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поручил вновь серьезно заняться разработкой проекта «Городские электрички». По словам Мирослава Вальковича, были попытки создать рабочую группу по этому вопросу, но пока безуспешно. Однако уже существуют некоторые наработки, расчеты и экономические обоснования. Теперь предстоят организационные работы и, прежде всего, нужно определить оператора, который будет воплощать проект в жизнь. Здесь необходимы совместные усилия РЖД, края и города.
К слову, что у проекта «городская электричка» был конкурент: существовала идея, которая подразумевала вынос железных путей из города и замену их на автомобильные дороги. Этот вопрос еще поднимался при предыдущем мэре – Владимире Евланове. Мы очень рады, что выиграла именно «наземка». Ведь план предусматривает развитие Краснодара в составе городской агломерации, поэтому другой оптимальный вариант - как связать все ее будущие районы - просто отсутствует».
Станции у СБС, «Красной Площади», парка «Краснодар»
«Сейчас власти, активисты и жители города активно обсуждают новый генплан. Особое внимание наше движение «Городские решения» хотело бы обратить на дорожную проблему. Ведь количество населения, которое может прирасти до 2040 года, существующая транспортная инфраструктура просто не сможет переварить, - продолжает Валькович. - Единственным способом грамотно распределить транспортные потоки, прежде всего, пассажирские – является создание наземного метро.
«Городская электричка» в том числе сможет перевозить и «маятниковую миграцию» - людей, не живущих в Краснодаре, но приезжающих сюда на работу или по делам. Сейчас люди, проживающие, скажем, в станице Динской, вынуждены ездить либо на попутках, либо стоять в пробках на личном транспорте. Если удастся хотя бы небольшую часть пересадить на «наземку», в том числе, с помощью перехватывающих парковок, то я думаю, это значительно снизит нагрузку на дорожную сеть в городе».
Конечно, на реализацию такого масштабного проекта нужно много времени. Но активисты презентовали так называемый «нулевой» этап создания наземного метро.
«У нас в городе уже есть железнодорожная инфраструктура. В ближайшее время «городскую электричку» можно запустить на существующих ресурсах. Для этого нужно реконструировать действующие, оборудовать новые станции. Например, такие точки можно создать у СБС, «Красной Площади», парка «Краснодар». Это места, куда приезжает всегда много людей, и находятся они рядом с железнодорожной сетью.
При развитии «наземки» население будет сосредотачиваться не только в центре, но и в новых местах, поближе к наземному метро.
То есть если оптимизировать, сделать удобное расписание и интервалы движения, благоустроить подходы к этим станциям, то люди будут пересаживаться на общественный транспорт, чтобы сэкономить время. Пока даже без каких-то серьезных капиталовложений такую систему можно запустить на нулевом этапе. А потом, как только мы увидим, что все это пользуется спросом, можно будет говорить о внедрении новых дополнительных путей, однопутных, которые должны расходиться, пропуская друг друга. В этом случае интервал движения можно отрегулировать до минимума, и созданная сеть ничуть не будет отличаться от Московского центрального кольца», - говорит Мирослав Валькович.
По словам эксперта, потенциал для развития системы сейчас достаточный. Железные дороги проходят через самый центр города. Но они нужны и на окраинах, где сейчас поля. Все эти территории будут, согласно генплану, застраиваться, и «наземка» станет востребованной для новых районов. Кроме того, заработала и объездная железная дорога, ведущая в Крым. Благодаря ей, по данным РЖД, до 40 % снизилась загрузка на краснодарский узел. Освободившиеся ресурсы можно занять внутренними пассажирскими перевозками и для агломерации, и для внутригородского сообщения.
«Предполагаю, что при развитии «наземки» население будет сосредотачиваться не только в центре, но и в новых местах, поближе к наземному метро. Стараться приобрести жилье поближе к «городской электричке» для удобства. Думаю, что город начнет развиваться вдоль этой новой артерии, - считает Мирослав Валькович. – Немалую роль в уменьшении пробок на дорогах сыграют и перехватывающие парковки, где автовладельцы смогут оставлять свои машины, чтобы не въезжать на них в город, при этом они доберутся быстрее до нужного места. Удобно будет и велосипедистам: можно будет доехать до станции на велосипеде, зайти с ним в вагон электрички, а затем куда-то добраться на велосипеде и вернуться обратно тем же способом. Сейчас, конечно, такое трудно представить, ведь в трамваях практически нет подобной возможности».
Обсудить может каждый
Положительное заключение Минтранса по «городской электричке» позволило включить ее в Генплан. То есть после того, как Генеральный план будет утвержден, на землях, зарезервированных под «наземку», не построят какой-либо ТРЦ или другой объект.
«Пожалуй, одна из главных задач генплана именно в этом, - «застолбить» проект. Сами муниципалитеты, которые войдут в Краснодарскую агломерацию, не могут влиять на развитие «наземки», но в их силах создать какие-то удобные пути, например, чтобы пересесть со станции наземного метро на трамвай или троллейбус, перехватывающие станции. В некоторых районах готовы рассматривать некие «челноки», с помощью которых можно организовать возможность подвоза жителей к станции, - сказал Валькович. - Но наземное метро, безусловно, будет реализовывать федеральная структура при поддержке краевых властей, города и прилегающих муниципалитетов. В этом и сложность ее воплощения. Но это, наверное, единственная комфортная альтернатива личному транспорту в сложившихся условиях».
Из-за коронавируса запланированные на апрель очные общественные обсуждения по генплану не состоялись. Губернатор предложил провести их дистанционно, как только документ пройдет все этапы согласования с профильными ведомствами.
Как сообщил глава Краснодара Евгений Первышов, обсуждения будут проходить максимально открыто. Показ плана также будет проходить во всех округах краевого центра. В обсуждении смогут принять участие горожане, имеющие подтвержденную учетную запись на портале госуслуг.