Примерное время чтения: 9 минут
573

Тариф «Непрозрачный». Почему скачок цен на проезд возмутил краснодарцев?

Повышение цен на транспортные услуги возмутило многих горожан.
Повышение цен на транспортные услуги возмутило многих горожан. АиФ

Частные перевозчики, работающие на 16 краснодарских автобусных маршрутах, решили увеличить стоимость проезда на два рубля. Объяснения классические: выросли цены на ГСМ и запчасти, из-за пандемии ездить стали реже, добавились затраты на кассовые аппараты и т.д. Это вызвало недоумение горожан - большинство из них кассовые аппараты в автобусах в глаза не видели. «АиФ-Юг» разбирался в аргументах сторон.

На два рубля больше

Восьмого января в мэрии перевозчики, работающие на 16 городских маршрутах, объявили о повышении стоимости проезда с 28 до 30 рублей. С 9 января выросли цены в автобусах №51 и 58, с 10 января - №31 и 44, с 14 января - № 60, 61, 77, с 16 января - № 11, 34, 75, с 23 января - №56, с 24 января – 1, 28, 42, 78, с 31 января поднимутся на маршруте №23. Все, кто повысил стоимость проезда, работают по нерегулируемому тарифу,  то есть определяют его самостоятельно, исходя из затрат. Муниципальные власти на цену повлиять не могут - это поле деятельности Федеральной антимонопольной службы. Кстати, 13 января Краснодарское УФАС России в связи с публичным размещением в СМИ информации о повышении стоимости проезда в городском общественном транспорте с 28 до 30 рублей выдало четырём перевозчикам: ООО «Технотранс-Юг», ООО «Респект», ООО «Кубань», ООО «Управляющая автотранспортная компания города Краснодара» и ООО «Квартет» предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Проверить из чего складывается нерегулируемый тариф тоже не получится. Один из вариантов - верить перевозчикам на слово.

«Во время пандемии сократился пассажиропоток, у нас он уменьшился на 60%,  - рассказал 11 января на круглом столе заместитель директора  ООО «Респект» Виктор Балацкий.  - Чтобы сохранить рабочие места и оставаться на плаву, мы приняли решение поднять тариф. Одна из причин - эквайринг (возможность принимать безналичные платежи), из 28 рублей в кассу предприятия доходит на 6% меньше. Затраты на ГСМ, кредиты выросли, плюс появились новые - маски, санитайзеры и т.д.».

«Цена на топливо - метан - выросла на 16,9%, - добавил директор ООО «Кубань» Виталий Чичканов. - Много других затрат. Во время ограничений мы работали по 3 часа утром и 3 часа вечером. Плюс затраты на кассовые аппараты, которые нужно обслуживать, заряжать и т.д. Тот же эквайринг - из 30 рублей до нас будет доходить на 2,7 рубля меньше, то есть мы будем зарабатывать меньше, чем при тарифе 28 рублей».

Кто спрятал терминал?

По поводу аппаратов для оплаты банковскими картами у жителей города возникли сомнения. Перевозчики уверяют, что все машины ими оснащены, но встретить автобус с такой возможностью  - редкость. В лучшем случае табличка с телефоном водителя, куда можно закинуть 28 или 30 рублей онлайн.

«Это одна из причин, по которой я предпочитаю муниципальный транспорт, - признаётся Анна Левина. - Первая - он просто комфортней: больше размером. Знаешь, если стоять придётся, то не надо будет  шею гнуть. Водители не дёргаются, друг с другом гонки на дороге не устраивают. Вторая - без наличных в маршрутку просто боюсь заходить, водители ругаются, и высадить могут, хотя по закону у всех уже должны стоять терминалы».

Слова женщины подтверждает и небольшой мониторинг транспорта, который провели депутаты городской Думы и общественники. Из 15 автобусов терминалы оказались только в 8, из двух маршруток людей без наличных просто высадили.

«Такая ситуация недопустима, у пассажиров должна быть возможность безналичной оплаты, особенно это важно в период пандемии, - написал депутат городской Думы Игорь Азаров. - Повышение стоимости проезда на два рубля на ряде маршрутов должно быть обосновано и компенсировано улучшением комфорта перевозок. Одной из причин роста цен называют падение пассажиропотока. Безналичная система оплаты позволяет оценить реальный пассажиропоток и вывести муниципальные перевозки из серой зоны».

Стоимость проезда поднимется на 16 маршрутах Краснодара.

По словам начальника отдела оперативного контроля УФНС России по Краснодарскому краю Евгения Щербакова, с 1993 года перевозчики пассажиров обязаны были соблюдать те же требования, что и магазины, то есть фиксировать все оплаты и передавать сведения в налоговую службу.

«Факт в том, что эти требования не соблюдались годами, - добавил Евгений Щербаков.  - Государство путём фискальных методов хочет навести порядок в этой сфере, в 2016 году был принят закон 54 ФЗ, обязавший применять контрольно-кассовую технику (ККТ) все предприятия торговли и оказания услуг. Для перевозчиков ввели льготный период - сначала они могли не применять ККТ, затем использовать один аппарат на несколько транспортных средств. Плюс целый год был мораторий на проверки».

Также, по словам Евгения Щербакова, некоторые краснодарские перевозчики ещё не зарегистрировали ни одного контрольно-кассового аппарата. Поэтому когда говорят о расходах на них, то это предполагаемые в будущем, а не реальные траты.

Третья сторона

Перевозчики в обсуждении терминалов оплаты кивают на водителей - мол, это они их прячут, да и психологически некомфортно привыкнуть к новшеству. Решить вопрос с терминалами легко - достаточно, как во многих магазинах, сделать объявление: «Если водитель отказывается провести плату по терминалу, пассажир имеет право ехать бесплатно». Два краснодарских перевозчика пошли на такой шаг после 11 января. В Воронеже, например, терминалами обеспечены все маршрутки и автобусы, а ездить по карте дешевле  - 21 рубль вместо 23 наличкой.

Есть во всей этой истории и третья сторона - сами водители. С одной стороны, на них вываливается недовольство пассажиров, с другой - задание предпринимателей, выигравших конкурсы на маршрут. «Набитые автобусы и отсутствие терминала - это ведь не от хорошей жизни, - говорит на условиях анонимности водитель автобуса.  - Мы ведь зарабатываем столько, сколько наездили. Хозяину за маршрут большую часть отдай, заправь, отремонтируй - и после 14 часов за рулём не так много остаётся. Так что не надо всё на нас валить - наверху разберитесь».

Городские власти уверяют, что в муниципальном транспорте проезд не вырастет. Но верится в это с трудом  - в прошлый раз первым пошло на повышение именно КТТУ. И сразу следом подтянулись маршруточники с аргументацией: «Почему мы должны дешевле возить?» Теперь те же аргументы вполне может использовать КТТУ, тем более поводов у него больше: транспорт более комфортный, терминалы оплаты везде работают.

Цена растёт, качество - нет

Руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук:

«Люди всегда недовольны повышением цен, но сейчас особенно, хотя бы потому, что в пандемию у многих уменьшились семейные бюджеты. На пандемию ссылаются и перевозчики, оправдывая повышение стоимости проезда, мол, сократился пассажиропоток. Но дело в том, что на одних маршрутах он действительно серьёзно уменьшился - в те же ТЦ с закрытыми фудкортами и кинотеатрами люди стали ездить реже. А на других как минимум остался прежним. Я сама езжу на 51 маршруте (Гидрострой - пос. Российский), все машины забиты.

Самая главная причина возмущения жителей города выросшей стоимостью проезда - это несоответствие цен качеству услуг. Горожане видят, что к лучшему ничего не меняется, возят старые автобусы, водители хамят, вечером транспорт не дождёшься, а платить за такой «сервис» приходится больше. Чтобы не быть голословной, перевозчик, выигравший конкурс на 51 маршруте, обещал в документации транспортные средства не старше 5 лет, средней вместимости, с кондиционерами и электронными табло.  Но по факту ездит транспорт меньшей вместимости. Возмущение копилось не один день и вызрело в нарыв. Удивляет аморфность городского департамента транспорта в этом отношении - когда приходишь туда с фотографиями нарушений, это не приводит ни к каким шагам.

О терминалах оплаты банковскими картами, которые почти не встретишь в частном транспорте, - без них нельзя разобраться в экономике предприятий, и, соответственно, в том, насколько оправданно повышение цен».

Вынужденная мера

Президент Ассоциации «Союз транспортников Кубани» Иван Петров:

«Коммерческие перевозчики вынуждены провести увеличение стоимости тарифа. В 2020 году они понесли большие затраты. Закупили кассовые аппараты, установили таблички Брайля, оснастили свои транспортные средства по требованиям безопасности. Кроме того, в связи с пандемией и карантином у перевозчиков, с одной стороны, сократилось количество пассажиров и снизилась выручка. С другой, возросли расходы на топливо и запчасти. А стоимость горюче-смазочных материалов составляет 40-50% затрат предприятий, запчастей - около 30%. Существует немного путей решения в такой ситуации. Один из них - дотации из бюджета, но он тоже не резиновый. Поэтому перевозчики всё посчитали и пошли на повышение на два рубля. Напомню, в Сочи, Новороссийске и даже Москве недавно увеличили стоимость проезда на эту же сумму. Так что это обоснованный рост и вынужденная мера».

«Можем лишь попросить»

Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Анфиногенов:

«Напомню, что предрейсовый контроль технического состояния автобусов и наличие соответствующей лицензии проверяют сотрудники ГАИ и Ространснадзора.Наличие и использование водителями конрольно-кассовых аппаратов регулирует Федеральная налоговая служба.

Тарифы коммерческих перевозчиков контролирует Федеральная антимонопольная служба. Федеральным законом введено понятие «маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам». То есть, перевозчик самостоятельно рассчитывает тариф, при этом несёт все затраты на содержание автопарка. В Краснодаре нерегулируемый тариф применяется с конца 2017 г.

В соответствии с краевым законодательством специалисты департамента транспорта и дорожного хозяйства могут контролировать соблюдение схемы движения и расписания, предоставление права льготного проезда, проверять санитарное состояние автобусов и пресекать безбилетный проезд. Если перевозчик допускает нарушения в этой части – применять меры административного воздействия. В силу ограниченных полномочий на некоторые серьезные недостатки мы можем только указать и настойчиво попросить перевозчика принять соответствующие меры для их устранения.

Также департамент транспорта и дорожного хозяйства продолжает проводить разъяснительную работу, реагировать на обращения жителей и тесно взаимодействовать с уполномоченными ведомствами».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах