Учитель географии из краснодарской школы №20 Екатерина Владимерец больше 18 лет работает с детьми и искренне считает себя счастливейшим человеком. Во-первых, потому, что исполнила свою заветную мечту - стать педагогом. А во-вторых, потому, что благодаря работе она стала многодетной мамой. На сегодняшний день у нее 32 ребенка: 30 учеников любимого 8 «Д» и двое сыновей. Екатерина Александровна рассказала, как найти путь к сердцу каждого ребенка и что позволяет учителю всегда быть активным, доброжелательным и продуктивным.
Спасибо тете
На своем первом в жизни уроке маленькая Катя оказалась еще до того, как стала первоклассницей. Ее тетя - Елена Андреевна Пичкоренко, работавшая преподавателем на математическом факультете в Кубанском государственном университете, частенько брала племяшку на лекции. И хотя взрослые постоянно обсуждали что-то непонятное, девочке было интересно наблюдать за ними. Со временем даже появилось желание и самой стать преподавателем.
Со специализацией Екатерина определилась еще в школе - хотелось учить детей географии. Поэтому, получив аттестат, без проблем поступила на географический факультет. Успешно окончила его и наконец-то пришла в краснодарскую школу №53 - реализовывать детскую мечту.
«Хорошо помню мой самый первый самостоятельный урок. Это было природоведение у 5 класса. Внешне я была спокойна, но внутри сильно переживала, волновалась и никак не могла понять, что же мне с этими детьми делать? Что им говорить? Как ставить оценки и заполнить журнал? Вечером, поговорив с тетей, узнала ответы на все вопросы и успокоилась. И уже следующий урок прошел гораздо лучше, как, впрочем, и все последующие», - вспоминает с улыбкой Екатерина Владимерец.
Мудрая родственница тогда дала совет, которому молодая учительница стала неукоснительно следовать: всегда быть доброжелательной к детям, уметь их расположить к себе. Также важно следить за своим внешним видом и настроением. Как завещал великий Станиславский: заходя в класс, надо оставлять все проблемы, переживания и плохое настроение за дверью.
«Тетя еще подсказала, что хороший, успешный урок всегда начинается одинаково - с вежливого приветствия: «Доб-рое утро, ребята!» Я до сих пор неукоснительно следую этому совету, и он меня еще ни разу не подводил», - говорит педагог.
Кстати, на той сентябрьской «консультации» общение у племянницы и тети по рабочим вопросам не закончилось. Со временем они стали вместе писать научные статьи в специализированные журналы для педагогов. Например, об особеннос-тях математического счета в географии. Активно участвуют женщины и в профессиональных конкурсах, готовя один проект на двоих. И частенько становятся победителями или лауреатами.
На сегодняшний день родственницы стали авторами семи научных публикаций, на основе которых в дальнейшем Екатерина Владимерец планирует написать кандидатскую, а, может быть, и докторскую диссертацию.
Они - мои дети!
Последние 13 лет Екатерина Александровна работает учителем географии в школе №20. Одновременно с этим она является заместителем директора по воспитательной работе, а значит, отвечает за всех ребят - и в школе, и вне ее стен.
«Я искренне люблю наших детей, стараюсь быть для них не только учителем, но другом или даже доверенным лицом. Но это не значит, что я их только хвалю или закрываю глаза на какие-то неблаговидные поступки. Могу и поругать. К счастью, ребята понимают, что я не со зла, и часто в ответ на порицание говорят: «А мы все равно Вас любим!» Мне невероятно приятно слышать эти слова, ощущать тепло их сердец и видеть, что мой труд не напрасен»,- продолжает Екатерина Александровна.
За годы работы в школе у нее уже сложилось четкое понимание психологии детей. С учетом особенностей каждого возраста педагог и строит свои уроки. Например, с пятиклассниками очень приятно общаться, но на уроке надо быть построже и держать их в тонусе, так как ребята еще не привык-ли максимум учебного времени уделять именно учебе. Если работать в «их» ритме, то можно не успеть дать и половины запланированного материала. В 7-8 классах многие ученики вступают в переходный возраст и пытаются всем вокруг доказать свою самостоятельность, взрослость. Легко могут отказаться следовать требованиям школы в плане внешнего вида или просьбе учителя выйти к доске. Погасить бурю в душе ребенка, но не задев при этом его чувств, - большое искусство, которым Екатерина Владимерец владеет, кажется, в совершенстве. А доказательство тому - ее собственный 8 «Д».
Четыре года назад, соглашаясь на классное руководство, учитель прекрасно понимала, что ей достались интересные характерные дети. Найти с ними общий язык порою не всегда могли и собственные родители. Но у Екатерины Александровны получилось стать для 18 мальчиков и 12 девочек не просто наставником, но и второй мамой.
«Искренне считаю, что каждый учитель - это многодетный родитель. Вот у меня, например, 32 ребенка: 30 из 8 «Д» класса и двое сыновей. Я всегда в ответе за них, их поведение. Всегда готова поддержать каждого», - подчеркивает педагог.
Правда, стать почти родной второй мамой ей удалось не сразу. Поначалу пятиклашки частенько удивляли и огорчали ее своим поведением. Например, могли слушать рассказ учителя, жуя яблоко или конфеты, переговариваясь с соседом по парте. Екатерине Александровне пришлось приложить немало усилий, чтобы научить этих детей заниматься, слушать педагогов, подружиться с одноклассниками так, как дружат не все родные братья и сестры, поддерживать друг друга. Зато сегодня она гордится каждым из них и видя, как они ее любят, всегда с ласковой улыбкой и теплотой в голосе отвечает: «И я вас очень люблю!»
Следствие ведет Екатерина Александровна
Для Екатерины Владимерец работа в школе - дело всей жизни. На предложения сменить школьные классы на тихий кабинет чиновника отвечает отказом, объясняя, что быть учителем - это ее призвание. Впрочем, однажды она позволила себе увлечься всерьез другой профессией, и даже освоила ее.
«Я всегда любила детективы: смотрела сериалы, читала книги, пыталась предугадать развитие сюжета. В юности даже мечтала, что если не стану педагогом, то пойду работать следователем или прокурором. Но получив диплом географа, преподавателя, на время забыла об этом. Вспомнила уже во время второго декрета и без лишних колебаний поступила на юрфак одного из вузов Краснодара», - признается учитель.
Муж и остальные родственники, хотя и были удивлены, но поддержали инициативу молодой мамы, активно помогали ей с ведением домашнего хозяйства и воспитанием маленьких сыновей. Благодаря понимающей семье, Екатерина Александровна получила второе высшее образование и вторую любимую профессию - юрист.
Конечно, ни в полицию, ни в Следственный комитет, как когда-то мечтала, она не пошла работать. Ведь в школе ждали любимые ученики, уважаемые коллеги. Но полученные в декрете навыки пригодились и в работе в школе, и в обычной жизни.
«Я ведь здесь почти каждый день «веду следствие». Всегда находятся ребята, желающие схитрить, списать, обмануть. Приходится разгадывать их загадки и разрушать замыслы. Да и вне школы знания законов могут пригодиться. Например, чтобы помочь соседям написать заявление в контролирующую организацию, суд и пр.», - говорит учительница.
Выходные для семьи
Работа в школе и подготовка к урокам отнимают большую часть времени, но в семье Владимерец есть строгое правило - выходные должны быть выходными. А значит надо отдохнуть за субботу и воскресенье так, чтобы максимально «подзарядить батарейки». Лучший способ - заняться домашним хозяйством, пересадить цветы или поехать в путешествие.
«Мы живем в таком крае, где можно доехать на машине до любого места за несколько часов и вернуться домой дотемна. Мы с семьей, например, легкие на подъем. Можем проснуться утром в воскресенье, быстро собраться и поехать в Сочи, чтобы поесть там вкусные хачапури, помочить ноги в море. Или съездить в Адыгею, чтобы побродить по лесам. Это для меня лучший отдых», - рассказывает педагог.
Но есть у Екатерины Владимерец и еще одно увлечение - она обожает участвовать в профессиональных конкурсах среди педагогов. Бывает еще не завершился один, а уже заполнена заявка на следующий. Потому что это интересно, стимулирует к развитию, совершенствованию своих компетенций. А любимые ученики в этом охотно помогают. И параллельно учат Екатерину Александровну новым технологиям: как работать с новыми приложениями в смартфоне, записать и отредактировать видеовизитку и пр.
В этом году краснодарский педагог вошла в число полуфиналистов Всероссийского конкурса среди учителей «Классная тема». Для Екатерины Александровны это был интересный опыт: удалось не только пообщаться с коллегами из разных регионов, но и проделать большую творческую работу. Например, был записан интерактивный видеоурок на тему «Леса России», который могут увидеть все желающие на сайте конкурса.
К сожалению, войти в число финалистов Екатерине Владимерец не удалось. Но это не повод для расстройства, а мощный стимул, чтобы в следующем году превзойти себя, свои сомнения и подтвердить заслуженный статус - самого классного учителя на уровне страны. А ученики краснодарской школы №20 об этом уже давно знают.