Примерное время чтения: 7 минут
409

Учитель как вторая мама. Педагог - о первоклашках и адаптации к школе

«АиФ-Юг» № 40 04/10/2023
Н.Величко: «Первоклассники – это одна из моих любимых возрастных групп».
Н.Величко: «Первоклассники – это одна из моих любимых возрастных групп». / Наталья Величко / Из личного архивa

5 октября в России отмечают День учителя. Школа играет большую роль в формировании человека, особенно первый учитель, к которому ребенок попадает сразу из дома или после детского сада. О том, как адаптировать малыша к школе, какие навыки нужны будущему первокласснику, рассказывает учительница начальных классов Наталья Викторовна Величко.

Любимый возраст – первоклашки

Сама Наталья Викторовна стать учителем решила еще в школе. Поэтому после окончания 9-го класса вместе с бабушкой отправилась из Адыгеи, где она тогда жила, поступать в педагогическое училище в Краснодар. Отучилась 4 года и выпустилась с красным дип­ломом и с тех пор преподает в школе. Сейчас старшая дочь Натальи собирается пойти по ее стопам – будет учить английскому языку ребят в начальных классах.

«Всякое в жизни бывало, порой хотелось хлопнуть дверью и уйти, все-таки работа с детьми не из легких, и пару раз я даже увольнялась, но всегда возвращалась назад. Профессию свою и малышей, с которыми работаю, люблю. Устроилась в школу 19-летней девчонкой, причем случилось это за два дня до начала учебного года, но трудностей не боялась, – рассказывает Наталья Величко. – Это был 2001 год. Сейчас моим «первенцам» по 30 лет, с некоторыми из них мы до сих пор, и очень интересно наблюдать, как они выросли, кем стали, у многих из них уже свои семьи и дети.

Ко мне раз в 4 года приходят малыши. Первоклассники – это одна из моих любимых возрастных групп. Они непосредственные, неопытные, из них можно лепить все, что угодно. Именно поэтому учитель играет большую роль. Он первый человек, который ведет детей в большой мир знаний. Судите сами, некоторые из них в этом возрасте не обладают даже элементарными навыками самообслуживания. Например, не могут завязывать шнурки, застегнуть рубашку – приходится им помогать. По сути, первая учительница становится их второй мамой и важно проявить терпение и понимание. Тогда ребенку легче будет адаптироваться. В первые месяцы пребывания в школе мы учим детей самостоятельности и ответственности, хотя по большому счету всему этому их должны были научить дома».

досье
Наталья Викторовна Величко. Родилась в Ставропольском крае с. Зольском, выросла в Адыгее. Окончила Краснодарский педагогический колледж, ¬филфак КубГУ. С 2001 года работает в школах г. Краснодара. Сейчас в должности заместителя директора НОО (начальная школа).

Играем и учимся

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Наталья Викторовна, а насколько дети приходят подготовленными? Кажется, сегодня все дошколята умеют читать и писать.

Наталья Величко: Действительно, и с каждым годом эта тенденция увеличивается. Родители стараются водить их в различные центры подготовки, учат читать и писать и да, большинство ребят в классе это умеет делать. Но все-таки остаются те, которых этому надо обучить. Получается такая вещь – многим не интересно слушать то, что они уже знают, а ребенку, которому учитель уделяет внимание, чтобы он догнал одноклассников, – неловко. Это не есть хорошо. И никакой необходимости учить детей читать и писать в детсаду я не вижу. Физиология детей устроена таким образом, что в 5-6 лет основной их род деятельности – это игровой. Мое мнение – детям надо наиграться. Но учеба во время игры, конечно же, допустима. На мой взгляд, в этом возрасте надо вкладывать в детей другие понятия – как зовут родителей, где они живут, обладать навыками самообладания, развивать мелкую моторику. Да, этих элементарных вещей они порой не знают. Проигрывать с ними те или иные ситуации и рассказать, как правильно себя повести. Важно развивать речь. Как это сделать? Больше читать. И здесь несколько этапов. С 3 лет малышу читает книги мама, обсуждает их с ним. Своим примером родители могут показывать, что чтение – это здорово. В детском саду эта работа должна продолжаться. Тогда в школе ребенку будет легче адаптироваться.

Еще одни важные моменты в подготовке к школе – это развитие памяти, речи, внимания, усидчивости. Сегодня дети гиперактивные, привлечь их внимание, а тем более задержать не так уж и просто. Поэтому мой совет родителям – меньше времени на гаджеты, побольше живого общения с детьми.

Стресс для первоклассника

– Сейчас детей чуть ли не с яслей родители начинают водить по различным кружкам, нанимают репетиторов. Нужно ли это делать и как это отражается на малышах?

– Ребята очень устают. Как я уже говорила, большинство деток гиперактивные, и, чтобы пустить эту энергию в «мирное русло», родители их день расписывают чуть ли не по минутам, загружают по полной программе. Дети посещают огромное количество кружков – по мнению взрослых, они будут при деле и не останется времени на разные глупости, ну и, конечно же, чтобы они были разносторонне развиты. Но все должно быть дозированно. Даже взрослые не выдерживают такого бешеного ритма, в каком сегодня приходится жить. А каково же детям? Даже в школе у первоклашек первое время щадящий режим обучения: всего три урока, на дом задания не дают, есть динамический урок, во время которого они могут побегать и попрыгать, что для ребенка естественно.

Для первоклассника – школа стресс. Меняется все. Он привык днем спать, теперь этого нет. 35-40 минут он должен сидеть и учиться, меняется даже режим дня. А представляете, если ему еще после этого придется идти на какие-то занятия? Здесь должны слаженно сработать все участники процесса – дети, школа и родители. Детям важно укладываться вовремя спать, родителям – не нагружать кружками, ограничить время на гаджеты, учителям – помочь им адаптироваться в школе.

Как справиться с гаджетами

– Нынешнее поколение выросло с телефоном в руках – вся информация у них под рукой. Различные словари, энциклопедии уже не нужны? И вообще, сложно ли заинтересовать сегодня ребенка?

– Да, вы правы, практически все дети увлечены гаджетами, но что касается информации под рукой, я бы с этим поспорила. Большинство использует телефоны в основном для развлечений. Программы, которые у них установлены, редко являются образовательными. Они регистрируются на развлекательных площадках. Понятное дело, что это отвлекает, мешает воспринимать серьезную информацию, и, чтобы увлечь ребенка, учителю ох как надо постараться. Но, с другой стороны, если научить их в будущем правильно пользоваться возможностями телефона и Интернета, это же здорово! Я, например, сама люблю бумажные словари, но современные методы мне диктуют другие условия – и найти справочную информацию в Сети гораздо легче и быстрее.

Простые истины

– Наталья Викторовна, а как меняются поколения первоклассников и насколько важен первый учитель в их жизни?

– Учитель начальных классов – это тот человек, который ведет ребенка в мир знаний. Насколько ему удастся найти правильный подход, правильные приемы и методы, настолько ребенку интересно будет учиться. Насколько он полюбит учиться, тоже зависит от первого учителя. Но важно чтобы интерес к учебе поддерживали и родители, тогда гарантирован успех. Дело ведь не ограничивается одними школьными знаниями. Важно донести до них, что такое хорошо и что такое плохо. Мы об этом часто беседуем с первоклашками, они сами делают какие-то выводы. И я наблюдаю, что после таких бесед если кто-то и совершил проступок, более так не поступает.

Поколения тоже очень разные. В начале 2000-х, когда я только пришла в школу, детки были более открытыми, наивными, сдержанными. Сейчас они более раскрепощенные, более развитые. При этом слабее физически. Здесь тоже гаджеты сыграли свою роль – ребенок должен много двигаться, бывать на свежем воздухе, а из-за привязанности к телефонам, компьютерам они ведут малоподвижный образ жизни. И хорошо бы, если родители обращали на это внимание. Тем не менее есть ценности, которые всегда остаются одинаковыми, и мы пытаемся их до детей донести – быть чуткими, отзывчивыми, любить своих близких и страну. И вроде бы это получается!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах