Для учителя русского языка и литературы краснодарской гимназии №82 Елены Дюковой нынешний День знаний стал 33-м в педагогической карьере. О том, как с годами меняется отечественная система образования, чем современные дети отличаются от предыдущих поколений, можно ли увлечь их чтением русской классики и как это сделать, а также о многом другом, нам рассказала Елена Александровна.
Как в первый раз
«Я, наверное, в некотором смысле консерватор, – говорит учитель. – Как пришла тридцать с лишним лет назад в гимназию №82, так и продолжаю в ней работать».
В детстве Елена Дюкова любила читать, принимала участие в школьных театральных постановках, поэтому решила поступать на филологический факультет Кубанского госуниверситета. На третьем курсе у студентов была педагогическая практика – вожатыми в школе трудились. В отряд Елены, который назывался «Алые паруса», собрались книголюбы.
«Тогда я, пожалуй, и поняла, что мне интересно учить детей, прививать им интерес к литературе, русскому языку, – признается педагог. – Это не было резкой вспышкой понимания, как в фильмах показывают. Но когда в годовщину освобождения Краснодара от фашистов мы с ребятами прошли маршрутом советских солдат и на памятных местах читали стихи военных лет, то в глазах у некоторых возникали всполохи. Или это отражались огни салютов?»
Порой даже самые опытные артисты и спортсмены, привыкшие к огромной аудитории, признаются – каждый выход на сцену или арену волнителен, как в первый раз. А что чувствует учитель, когда 33-й раз идет на День знаний? Что его может удивить?
«Каждый раз обязательно находится что-то новое и удивительное, может, потому что я сама человек такой, «волнительный», – говорит Елена Дюкова. – Если честно, на первом своем Дне знаний я меньше волновалась, чем потом. Может, юношеская самоуверенность влияла – еще студенткой начала работать. В первый раз, помню, после праздника повела пятиклассников в парк 40-летия Октября без всяких опасений. Просто опыта не было, чтобы задуматься, вдруг что-то случится».
Школьные перемены
Елена Дюкова начинала работать в школе в 1992 году. Только исчез с карты мира Советский Союз. Распалась на полтора десятка независимых государств большая страна. На смену предсказуемой стабильности СССР, пусть не всегда богатой, пришла «лихость» девяностых. Потом были нулевые, десятые, продолжаются двадцатые.
«Школа – живой организм, в ней постоянно происходят изменения, – говорит педагог. – Они происходили, происходят и будут происходить. Из последних отмечу то, что стали больше делать упор на гражданском воспитании детей, трудовом. И это хорошо. А это уже по Макаренко – теперь даже без разрешения родителей можно привлекать детей к труду. А то доходило до такого, что ученики даже вымыть тряпку и пол протереть в классе отказываются, мол, не наше дело. Хотя в нашей 82-й гимназии ученики вместе с учителями и березы с рябинами сажали, и костюмы для театральной студии мастерили».
Со временем меняется не только система образования, но и люди…
«В последние годы ребята стали более ранимыми, более тревожными, – считает Елена Дюкова. – Да, по сравнению с предыдущими поколениями, современные дети зачастую более умные, продвинутые, но порой совершенно несамостоятельные в бытовом плане. Может, потому что сейчас родители любят опекать сыновей и дочек. Повлияли на ребят и гаджеты, которыми они окружены с самого раннего детства. Конечно, в них есть и хорошее, и плохое, но пока не удается только позитивную сторону задействовать».
Учителя измеряют время выпусками. У Елены Дюковой их было пять – трижды выпускались 11 классы и дважды девятые.
Гаджеты, по словам учителя, сделали так, что многие плохо запоминают информацию, зачастую утратили навык ручного письма: сообщения набирают на виртуальной клавиатуре смартфона, доклады – на компьютере.
«А ведь именно письмо в древности помогло нам развиваться, – продолжает Елена Дюкова. – Наши предки держали в руках стилус, другие принадлежности для письма, учились усидчивости, точным движениям. И все эти способности сейчас уходят, а вместе с ними – умение воспринимать большие тексты. Современные дети мыслят коротко, «СМСочно». А еще они визуалы – без картинки информацию плохо воспринимают. Поэтому при подготовке к уроку готовлю презентации с обязательным визуальным рядом, отрывки экранизаций классики, использую различные схемы, таблицы, алгоритмы. Не претендую на оригинальность, так делают все учителя».
Елена Дюкова обращает внимание, что общая тенденция не означает, что все дети такие. Напротив, много талантливых и целеустремленных ребят, которые выбирают свое направление, двигаются к цели, поступают в вузы. Так, по словам педагога, из выпущенных в этом году 11-х классов гимназии все поступили в институты и университеты как местные, так и в столице.
Кто воспитывать должен?
Изменились и родители – по словам педагога, они стали более требовательными. Причем выборочно – не к себе и детям, а к учителям.
«Не каждый возьмет на себя смелость критиковать хирурга или инженера, а в педагогике многие, почему-то, считают себя крупными специалистами, – говорит Елена Дюкова. – Поэтому и звонят часто с такими претензиями: «А почему вы моего не спросили, он же готовился?», «Почему четыре за стихотворение поставили – он дома на пятерку рассказывал?» И хорошо, если только учителю звонят, а то бывает сразу через голову – директору школу, в отдел образования и т.д.»
В советские времена профессия учителя была одной из самых уважаемых, а сейчас?
«Не хотелось бы злоупотреблять высоким стилем, но педагог все-таки – это отчасти волшебник, – считает Елена Дюкова. – Учитель должен быть настоящим «душеведом», всегда должен понимать, что в голове и на сердце у ребенка происходит. А преподаватель русского и литературы – это еще и «магистр белой магии», потому что может одни слова в другие превращать, героев книг «оживлять». С точки зрения восприятия учителя обществом я, признаюсь, не из тех, кто постоянно стонет и жалуется. На мой взгляд, если педагог сам себя ощущает достойной личностью, ведет себя подобающе, то окружающие вольно или невольно будут уважать. А если учитель чувствует себя «обслуживающим персоналом, оказывающим образовательную услугу», то и относиться к нему будут соответственно. Другое дело, что сейчас есть такое потребительское отношение – люди часто считают, что им все должны, а они ничем не обязаны. Например, некоторые родители думают, что отдали ребенка в школу – и теперь не только учить, но и воспитывать его должны педагоги. Но ведь это дело общее, хотелось бы, чтобы родители понимали – воспитание в большей степени от семьи зависит, школа только помочь может, скорректировать».
Суд над Раскольниковым
Как современного ребенка, избалованного гаджетами и короткими роликами, увлечь многостраничной русской классикой? И готовы ли школьники читать большие книги.
«Вы удивитесь, но в десятом классе самые читаемые и обсуждаемые произведения – это «Война и мир» и «Преступление и наказание», – говорит Елена Дюкова. – Да, они сложные, но в процессе чтения у детей возникает масса параллелей с современным обществом, в текстах они видят знакомые социальные проблемы, спорят о них. Это русский язык похож на математику догматичностью, а литература как раз требует спора, диалога, обсуждения».
«В этом и прелесть литературы – в ней нет единственно правильного мнения, – продолжает учитель. – У каждого своя точка зрения, любой может поднять руку и сказать: «А я думаю по-другому, мне этот герой, которого вы отрицательным называете, понравился».
И в восприятии героев русской классики тоже произошли изменения – в советское время, например, Павел Чичиков из «Мертвых душ» однозначно считался персонажем отрицательным. В наше время все, оказывается, не так однозначно.
«Сейчас в нашей школе есть площадка по финансовой грамотности – и на литературе мы на примере «Мертвых душ» составляли бизнес-план Чичикова, – говорит Елена Дюкова. – Для детей он уже не очень-то и отрицательный персонаж, а просто бизнесмен, дельный человек. Литература учит видеть мир не черно-белым, а учитель нужен для того, чтобы помогать, расставлять вехи».