Не так давно опубликовали рейтинг городов РФ по качеству общественного транспорта. Кубань лидирует во многих опросах по качеству жизни, но с общественным транспортом не задалось. Так, Краснодар расположился на 33-м месте, Сочи находится на 62-й строчке, Новороссийск – на 74-й, Армавир – на 93-й, а Анапа – на 100-й. Результаты исследования опубликовала компания Simetra, занимающаяся моделированием транспортных потоков и планированием. Какие основные претензии к общественному транспорту и как можно решить проблемы, выяснял kuban.aif.ru.
Старые автобусы
Статистическая база данных проекта включала более двухсот разнообразных атрибутов и показателей, характеризующих множество аспектов работы систем общественного транспорта. Так, в Анапе аналитики выделили среди недостатков транспортной системы города неудачную организацию каркаса выделенных полос, отсутствие подвижного состава большой вместимости, а также низкую оснащенность низкопольными площадками – 5% от всех микроавтобусов курорта.
«Парк автотранспорта города также требует обновления: сроки эксплуатации транспортных средств превышены», – говорится в исследовании.
Некоторые жители согласны с экспертами. Анна Королева говорит, что с навигацией действительно есть сложности.
Армавир впервые появился в рейтинге этой компании. Сильной стороной транспортной системы города аналитики называют троллейбусную систему. Только за счет маршрута № 3 удается обеспечить половину жителей доступом к магистральному сервису. Единственная низкопольная машина также является троллейбусом.
«Однако достоинства небольшой системы электротранспорта омрачает критический возраст городских автобусов: средний возраст машин в парках перевозчиков превысил 15 лет. Процент исправных машин составляет всего 71%. Подвижной состав большой вместимости практически отсутствует, таких ТС в городе всего 9%, отсутствуют и машины среднего класса повышенной вместимости», – говорится в исследовании.
Устали от пробок
У общественного транспорта Новороссийска составители рейтинга положительно отметили комфорт и удобство, а низкую оценку поставили за ценовую доступность. Напомним, с этого года стоимость проезда в городе-герое составляет 40 рублей.
Среди городов Краснодарского края, попавших в Топ-100, наиболее «молодой» подвижной состав среди автобусов в Сочи, их средний возраст достигает 9,5 лет.
«У меня рабочий день, как и у большинства горожан, с 9 до 18 часов. И мало того, что дорога из Губернского микрорайона до Сенного рынка занимает в часы пик от полутора до двух часов из-за пробок, так еще каждый раз нужно умудриться влезть в автобус. Микрорайон густонаселенный, транспорта не хватает, приходится по 20 минут, а то и дольше стоять в толпе на остановке, а потом весь путь тесниться в забитом салоне», – говорит Анастасия Подгорная.
В новых и отдаленных районах людям сложнее всего. До ближайшей остановки приходится идти пешком километр, а то и больше, рейсов недостаточно, в лучшем случае можно добраться только до центра, а потом приходится пересаживаться.
Быстро, удобно... Но редко
Хорошим решением проблемы передвижения по Краснодару и всем небольшим поселкам, прилегающим к столице Кубани и входящим в ее состав, могла бы быть городская электричка. Но пока ее нет, люди используют пригородные.
«Я живу в поселке Знаменском, а работаю в центре Краснодара, – рассказывает Анна Зимина. – На службе мне надо быть ровно в 9. Если добираться на общественном транспорте, то в час пик это займет около двух часов в лучшем случае. Поэтому я пользуюсь пригородной электричкой, которая останавливается на станции Пашковской. Правда, до нее тоже надо добраться. На маршрутке из Знаменского до Комсомольского микрорайона, а потом еще и до станции. Сажусь в электричку в 8.10 и в 8.35 я уже в центре города на ж/д вокзале «Краснодар – 1», ехать всего 25 минут, очень удобно. Но если вдруг опоздал на электричку, придется пользоваться обычным транспортом, так как следующая электричка только в 10.20, а предыдущая ушла в 7.18. То есть, если хочешь добраться быстро и без пробок, надо рано встать. Если бы промежуток между «Ласточками» был хотя бы полчаса! Конечно, в идеале, хорошо было бы, если бы электрички останавливались в самом Знаменском, там и ж/д пути есть, но пока речь об этом не идет».
Надо сказать, что вечернее расписание от «Краснодара-1» до Пашковской тоже не радует тех, кто трудится по графику с 9 до 18. Электричка от вокзала отправляется в 18.31, по пробкам попробуй успей! А потом в 20.10 и после только в 22.50. Время пути до станции Пашковской от 17 до 25 минут. Быстро, удобно, только не часто.
Между тем об идее реализации проекта «Городская электричка» говорят давно. Анонсировали ее еще в 2016 году, правда, запустить городские власти обещают только к 2030 году.
А пока на сайте АО «Кубань Экспресс-Пригород» есть такая информация: компания реализует проект «Городская электричка» в г. Краснодаре. Идея состоит в привлечении к пригородному железнодорожному транспорту населения для проезда из отдаленных концов Краснодара в центр (на станцию Краснодар-1). Преимущества городских электропоездов перед другими видами общественного транспорта – быстрота, комфорт, безопасность и низкая стоимость проезда. Сегодня у жителей Краснодара появилась возможность проезда из отдаленных концов города в центр без пробок, ожиданий и переплат по пяти направлениям – Тимашевском, Тихорецком, Кавказском, Новороссийском и Горячеключевском, конечная остановка у каждого направления – железнодорожный вокзал «Краснодар-1».
Нужны «выделенки»
Президент Союза транспортников Кубани Иван Петров:
«Любой рейтинг субъективен, это нужно учитывать. Недовольство пассажиров работой общественного транспорта понятно и объяснимо. Автобусы, например, в Краснодаре ходят переполненные. А почему это происходит? Потому, что с каждым годом из-за увеличения пробок сокращается количество рейсов. Если 10 лет назад один водитель совершал 10 поездок в обе стороны, то сейчас на этом же маршруте – всего 7. Если умножить на общее число автобусов, то количество рейсов на маршруте сократилось до 20-30%. Объем работы не выполнен, хотя автобус на линии, а водитель на рабочем месте. Соответственно, длительность поездки увеличивается, скорость движения снижается, количество пассажиров за счет увеличения времени растет. Если ничего не менять, то с каждым годом пассажиропоток будет сокращаться, время в пути пассажира – увеличиваться, недовольство общественным транспортом расти. И все это до тех пор, пока не будет приоритета на дороге для общественного транспорта. Также нужны будут камеры наблюдения. В Москве, например, количество выделенных полос от всей улично-дорожной сети столицы составляет 10%, в Краснодаре – это 1,3%. И на имеющиеся 24 км «выделенки» у нас всего 5 камер, в результате эффективности этой меры нет.
Если будут выделенные полосы, общественный транспорт станет лучше курсировать, будет больше оборота и, соответственно, обновление подвижного состава. По нашим замерам, продолжительность рейса по специальной линии сокращается на 35 минут в час пик.
Что касается комфорта, то за прошлый год коммерческие перевозчики в Краснодаре заменили 67 автобусов, причем с малого класса на средний. КТТУ приобрели 65 троллейбусов. Однако люди не пересели в них. Новый современный общественный транспорт стоит в пробке».
От редакции. Когда несколько лет назад на ул. Северной сделали выделенную полосу, все стали в пробках намертво. Люди были возмущены, и пришлось отказаться.
Обновление не заметили?
Руководитель общественного движения «Транспортная Инициатива» Марина Репещук:
«Недавно Краснодар обсуждал рейтинг, в котором общественный транспорт Краснодара резко опустился на несколько позиций. К составителям списка есть большой вопрос: как получилось, что в рейтинге не нашло отражение обновление подвижного состава в городе? А ведь это то, что существенно влияет на рейтинг. В городе больше сотни новых трамваев, десятки новых троллейбусов, автобусов. Да, проблем с общественным транспортом в Краснодаре немало, но важно быть объективными. На мой взгляд, необходимо сфокусироваться на транспортной реформе, чтобы ее основной этап не отложили на потом, чтобы транспорт города перешел именно на брутто-контракты (модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. – Ред.), а не на другую форму. И чтобы наконец-то появилось качественное билетное меню, дающее возможность пассажирам не переплачивать за передвижение по Краснодару, были проездные билеты и возможность делать бесплатные пересадки».
Трамваю – «зеленый»
Более 113 млн пассажиров перевезло МУП «КТТУ» в 2023 году. Этот показатель вырос на 5,4% на всех видах транспорта, возросли также выручка предприятия и количество безналичных платежей. Однако основной проблемой предприятия остается нехватка кадров, сообщает пресс-служба администрации Краснодара.
«Цифры по количеству пассажиров потрясают, но сделать предстоит еще много. Пошагово будем закрывать потребности предприятия, помогать наращивать собственные возможности по ремонту подвижного состава, инфраструктуры. Городской общественный транспорт должен быть комфортным и современным. Продолжаем работать над решением этой задачи с федеральными и краевыми коллегами», – прокомментировал мэр города Евгений Наумов.
По словам директора МУП «КТТУ» Александра Грачева, в прошлом году силами предприятия были отремонтированы девять трамваев, два троллейбуса, более 5 км контактной сети и почти 2 км трамвайных путей.
«В 2024 году планируем продолжить капремонт инфраструктуры и подвижного состава. Примерно три года назад у нас было 12 участков трамвайного пути с ограниченной скоростью движения из-за состояния полотна, на сегодняшний день осталось три. В этом году мы полностью снимем ограничения», – сказал он.