Сегодня очень много говорят об импортозамещении. О том, как санкции повлияли на развитие промышленности. Надо сказать, что такое в истории нашей страны уже когда-то было. Из-за политических разногласий СССР и США отменялись поставки, и Советский союз в кратчайшие сроки эти проблемы решал. О том как это было, нам рассказал постоянный читатель Валентин Скляр.
Партия сказала «надо»
«Шел 1981 год. В Москве открыл свою работу 26 -й съезд КПСС. Как позже стало известно, он оказался предпоследним в истории страны, - пишет Валентин Степанович. - Очень скоро прекратит свое существование СССР, КПСС, да и мы окажемся в другой реальности. Но это будет потом, а пока на трибуне с докладом выступал первый секретарь Краснодарского крайкома партии Сергей Медунов.
Я был в Краснодаре и смотрел телевизор. Неожиданно, где-то в начале доклада, Медунов повернулся к президиуму, где в полном составе сидели члены Политбюро во главе с Брежневым и отрапортовал: «Леонид Ильич, ваше личное задание выполнено, завод «Радуга» построен, и первая партия из 27 машин уже работает на полях страны». Оставим в стороне неожиданную реакцию зала и остановимся на истории этого знаменательного события не только для Кубани, но и для всего СССР. Частые летние засухи по всей европейской южной зоне страны отрицательно влияли на урожайность в частности и на сельское хозяйство в целом. Был момент, когда СССР заключил договор с США на поставку современных и эффективных дождевальных машин, но пошли политические разногласия, и на поставку было введено эмбарго. Тогда советское правительство с личным участием Леонида Брежнева приняло решение в кратчайшие сроки - всего за один год - создать у себя мощности по производству аналогичных американским машин.
Срок был не то, что жесткий, но, казалось, и нереальный. Но в советское время решение партии, тем более таких высоких чинов не обсуждалось. О невыполнении такого задания даже думать было страшно».
Строительство завода было поручено двум министерствам: Минсудпрома – оно выступало заказчиком, и Минводхоза - было подрядчиком, а трест Краснодаргидростроя стали исполнителем. К слову, Валентин Скляр на тот момент был заместителем управляющего этого треста, а значит к стройке имел непосредственное отношение.
Выполнили в срок
«В итоге поставленная задача была успешно выполнена в срок, о чем и было доложено на открытии съезда, - пишет Валентин Степанович. - Рассказать о стройке в подробностях в одном рассказе невозможно. Но на отдельных моментах этого трудового подвига (иначе и не назовешь) можно и нужно. На строительстве работало около 15 тысяч человек, работы вели в три смены, включая выходные и праздничные дни. При этом, никого не надо было подгонять. Существовала другая крайность. Например, мой гостиничный номер в Кропоткине, забронированный на длительное время, очень часто пустовал. Мне постоянно приходилось быть на стройке и «спать», если это можно так назвать, склонившись над письменным столом у себя в кабинете. Примерно та же ситуация складывалась и у остальных участников стройки».
Работы шли «с колес», так как проектирование велось параллельно со стройкой из-за сжатых сроков. Довольно часто на объект приезжали специалисты из других регионов и республик страны. Причем, брали с собой семьи. Так из Казахстана, бросив дом и все нажитое приехали опытные инженеры Ю. Рыбаков и В. Федотов, которые успешно справились со строительством самого уникального цеха цинкования, на тот момент - второго в Европе. Родина тогда высоко оценила труд строителей. Леонид Ильич лично поздравил трудящихся. Но больше всего запомнились слова ветерана ВОВ, адмирала Егорова. Он сказал, что такие темпы, которые задали в Кропоткине на строительстве завода были возможны только в годы Великой отечественной войны.
«Для нас это было высшей похвалой, - вспоминает наш читатель. – И, конечно же, мы гордились тем, что нам удалось сделать. Сегодня очень часто, позднесоветский период называют «эпохой застоя», я с этим категорически не согласен. Люди старались и трудились на благо Родины. Личную выгоду никогда не ставили на первое место. Поэтому, страна и была такой могущественной».
На поле пролился дождь
«Хочу еще описать то утро, как прошли испытания ЭДМ «Кубань» (так назвали нашу машину) на пшеничном поле учхоза «Краснодарское», - продолжает Валентин Скляр. - Уснуть в ту ночь я не смог. Еще до рассвета сел за руль своей служебной «Волги» и отправился на поле, где в полной боевой готовности стояла наша машина, про себя я ее называл «моя радуга».
Неожиданно из-под колес вылетела небольшая серая птичка, она поднялась высоко над землей и взмахивая крыльями застыла на одном месте. Вдруг на всю округу разнеслась прекрасная трель. Это было не сладкоголосое соловьиное пение, это был степной жаворонок. Увидев меня, он ка бы удивился и замолчал. Мое состояние нарушил подъехавший автобус с наладчиками во главе с Алексеем Чумаковым. Этот скромный и даже стеснительный человек был лучшим специалистом по дождевальной технике. Рабочие между собой его называли «Наш Кулибин». В который раз проверив все системы техники, завели ее и запустили. И вот, как гигантская доисторическая птица, плавно раскинув свои огромные крылья на таких же больших колесах, машина двинулась по пшеничному полю. Когда включилась система полива, наше чудо техники исчезло из вида. Вместо нее, по полю катилось огромное облако из которого шел искусственный дождь.
Через какое-то время заалел восток и взошло солнце. Первые его лучи пробежали по пшеничному полю, как бы проверяя все ли на месте, затем встретились с серым облаком, которое тут же заиграло разноцветными огоньками. издали показалось, что это радуга спустилась с небес и повисла над полем. Не правда ли символично?
Вот так, запрет на американские машины повлиял на рождение собственной чудесной техники, которая долгое время работала на полях страны.
Сейчас вспоминая те дни, молодость и прожитое время, которое пронеслось как один миг, понимаю, какое большое дело мы делали, делали это от души и это и было настоящим счастьем».