Александр Жолтиков: «Градостроительную политику определяют только деньги»

   
   

Вдохновением и умелыми руками Александра Жолтикова, члена Союза архитекторов России, председателя независимого Архитектурно-градостроительного совета Краснодарского края, создано немало памятников и зданий. Много проектов ждут своего часа. Слишком сложно, по его словам, в нынешнее время пробивать по-настоящему нужные идеи. 

Вторая родина архитектора Жолтикова

Юлия Бессонова, «АиФ-Юг»: - На Кубань вы приехали с Урала. Успели прикипеть душой?

Александр Жолтиков: - Я живу здесь уже больше 30 лет. Сынишка болел, и нам посоветовали перебраться в Краснодарский край. Здесь климат лучше, чем в родном Свердловске. Я сразу же влюбился в этот край. Неповторимое очарование бескрайних степей, изрезанных лиманами, горы, моря… Все здесь есть. Смотришь на эту красоту, и хочется жить, творить.

С самого начала увлекся изучением истории. Надо же знать край, где ты живешь, и менталитет людей, с которыми работаешь. Нашел много интересных фактов, познакомился с уникальными людьми. До таких вещей докопался. Вы знаете, что на Всесвятском кладбище похоронены декабристы? Там же находится могила первого священника, принесшего православие… в Китай. Или вспомним Великую Отечественную. До сих пор по-настоящему не изучена тема Голубой линии - самой мощной линии немецкой обороны на Таманском полуострове. В борьбе за прорыв укреплений шли ожесточенные воздушные бои, сопоставимые со сражениями на великой Курской дуге. За проявленное мужество только на этом небольшом отрезке 40 с лишним человек получили награду Героя Советского Союза.

Ни красоты, ни стиля

- Лихоносов сравнивал Краснодар с Парижем. Наверное к этому располагал особый колорит, в том числе и архитектура. Но на большинство современных зданий без слез не взглянешь. Проблема в бесталанности? 

- Дело в другом. Из моего окна видно одно из центральных административных зданий города.  Ни красоты, ни стиля. Уверен, градостроительную политику уже давно определяют только деньги. Нашими городами управляют факиры на час. Задача - загрести побольше денег. Эстетика никого не волнует. Поэтому и ломается общий архитектурный облик, не соблюдается единый стиль. В Краснодаре уже давно потерян исторический колорит центральной части города. Возьмем к примеру, недавно возведенный Дворец правосудия. Этот монстр расположился в маленьком уютном уголке. Построен в холодном, непонятном, чуждым городу стиле. И он такой не один.

   
   

Не устаю поражаться некоторым архитектурным решениям и разрешениям на возведение офисных зданий, торговых центров, кафе. В центре города должны быть здания не выше пяти этажей. Попробуйте застроить Елисейские поля? Эйфелева башня сразу потеряется. И французы это понимают. Но у нас совсем по другому. Одну из достопроимечательностей Краснодара - главный Екатерининский собор окружили высотками. В итоге - ни площади, ни пространства. Или другой пример: центральная зеленая ось города - бульвар на Красной. Главное место для прогулок. Прямо на аллее налепили кафешек. В непосредственной близости от памятника св. Екатерине возводится ресторан. И вывеска уже готова - «Бумбараш». Как возможно такое соседство?..  Зачем уродовать аллею? Но кто-то же это позволил… 

Когда не нужно считай деньги

- После страшного наводнения в Крымске многие до сих пор считают, что свою роль в затоплении города сыграло и Неберджаевское водохранилище. Вы, в свою очередь, неоднократно указывали на опасность, исходящую от Кубанского моря.  Почему?

- Если на город обрушатся сильные и длительные дожди, то плотина может не выдержать. Краснодарское водохранилище необходимо укреплять и регулярно чистить. Иначе трагедии не избежать. Кстати, Крымск можно было обезопасить от наводнения. Речушка Адагум течет зигзагами. На поворотах накапливаются заторы, которые чистить бесполезно: тут же вырастут новые. Это нецелесообразная трата средств и времени. Выход простой. Нужно выпрямить русло и бетонировать берега. Так усмиряем речку и получаем две шикарные набережные вдоль берегов. И это не так уж дорого. Да и нужно ли думать о деньгах, когда счет может идти на жизни?

На Кубани, к сожалению, часто случаются погодные катаклизмы. Ливни, оползни, землетрясения… Но во многих катастрофах повинен человек. Сейчас меня беспокоит то, что происходит на Красной Поляне. Горы там молодые, мягкие. Это вам не уральский гранит или красноярские столбы. А мы нарушаем структуру гор. Постепенно происходит пропитывание водой горных слоев. В случае обильных осадков, которые на Кубани не редкость, все строения могут быть смыты. Хорошо, если мои опасения не оправдаются. А если это произойдет? Кого винить, кроме себя?

- Большие города на Кубани - Сочи, Туапсе, Краснодар - перегружены автотранспортом. Улицы узкие, это причина заторов. Как вы думаете, это строители не просчитали? Исправить ситуацию возможно?

- Со временем ситуация будет только хуже. Необходимость в решении проблемы назрела уже давно. Варианты выхода есть. Предлагаю вывести весь транзит из города и пустить по Восточному и Западному обходам. Создать новые трассы - в обход всех станиц - в сторону популярных направлений (к морю). Тогда и уже имеющиеся дороги, и сам Краснодар значительно разгрузятся. А от Абинска в Кабардинку существует проект тоннельных дорог через море. И ведь идея в принципе ненова. Этой дорогой (только без тоннелей) впервые прошел Суворов. Значит, это возможно. Главное - понять, что проблема назрела, и начать с ней бороться.

Смотрите также: