Второй год экономика нашей страны живет в новой экономической реальности - западные санкции, уход с отечественного рынка иностранных производителей, рост, а потом падение ключевой ставки Центробанка отразились и на бизнесе, и на населении. На очередной встрече бизнес-клуба «Деловая среда» эксперты поделились, что в этих условиях предлагают банки и крупные строительные компании?
Новинки для клиентов
Напомним, «Деловая среда» - совместный проект еженедельника «Аргументы и Факты - Юг» и коммуникативного агентства «VOLKOV MEDIA». Он направлен на освещение острых, полезных и нужных тем, касающихся делового сообщества, отраслевых новостей, бизнес-трендов. Участниками дискуссии становятся эксперты в своих областях, например, недвижимости, здравоохранения, банковской сферы и т.д. Мероприятия проходят в формате круглого стола. Но важное отличие от стандартного заседания - наши деловые завтраки проходят в более теплой атмосфере.
Банковская сфера и рынок жилья всегда быстро реагируют на любые изменения социально-экономического характера. Чего ожидать от застройщиков, упадут ли цены на квартиры, что будет со льготной ипотекой и каковы перспективы строительства? Эти вопросы волнуют как специалистов, так и обычных людей. Ирина Казанцева рассказала, как банки адаптировались к новой ситуации и какие предложения разработали для клиентов.
«В начале года регулятор объявил о повышении резервов для банков по ипотеке, если ставка значительно ниже рыночной. Данная мера уже коснулась кредитов на покупку новостроек, которые были выданы после 15 марта, - говорит эксперт. - Однако некоторые банки после небольшой паузы все-таки приняли решение о готовности к повышенным резервам и вернули ставку 0,1 % на рынок. Но если раньше такие предложения действовали весь срок выплаты кредита, то теперь речь идет про 1-3 года. Тем не менее, подобные программы пользуются популярностью у заемщиков, так как клиенты стремятся максимально снизить нагрузку на свой бюджет за счет низких платежей. Один из новых продуктов, который появился за это время на рынке, - кредит на первоначальный взнос под залог имеющегося жилья вместе с ипотекой на покупку новой квартиры в новостройке по льготным программам. Не дожидаясь продажи своей квартиры, клиент может получить деньги под ее залог на первоначальный взнос, оформить покупку нового жилья и переехать. Мы тесно сотрудничаем с банками, активно следим за трендами и новыми продуктами. За время работы с ипотекой нам удалось сформировать портфель наиболее выгодных программ для клиентов, для удовлетворения любых потребностей: это траншевая ипотека с платежом в 1 рубль, субсидированная ипотека со ставками от 0,1%, рассрочка от застройщика, программа на первоначальный взнос под залог своей квартиры и даже субсидированная ипотека на парковки. Поэтому мы можем предложить клиенту множество инструментов для решения всех его задач».
Что будет с господдержкой?
Благодаря ипотеке с господдержкой, миллионы семей смогли улучшить свои жилищные условия. Гульсина Шакова сделала прогноз насчет продления льготных условий, а также остановилась на том, как изменится размер первоначального взноса.
В ближайшее время мы ожидаем повышение первоначального взноса с 15 до 20%, но не по всем банкам - скорее всего это будут небольшие коммерческие. Возможно, крупные банки России (Сбер, ВТБ и Альфа) всë же оставят первоначальный взнос 15%. Также мы ожидаем плавной отмены программы субсидирования процентных ставок. Трансформация будет постепенной, чтобы для клиентов повышение ставок не стало шоком, и они привыкли к базовым процентным ставкам по семейной ипотеке и господдержке. Изменения на ипотечном рынке происходят практически каждый месяц, и мы предлагаем своим клиентам лучшие ипотечные программы».
Чего хотят покупатели?
Развитие рынка жилья способствует улучшению демографической ситуации и развитию социальной стабильности общества. Сегодня покупатель выбирает не просто квартиру, а пространство с благоустроенной территорией вокруг, развитой инфраструктурой, наличием соцобъектов, зеленых зон, доступностью общественного транспорта. Людям важен даже дизайн подъездов.
«Качество общественных пространств, будь то подъезд, парковка или двор, становится одним из ключевых факторов, влияющих на выбор покупателя. Они все активнее интересуются отделкой входных групп и мест общего пользования, - продолжает тему Андрей Шадрин. - Для нашей компании главные принципы организации пространства МОП - функциональность, эргономичность и, конечно, эстетика. Существуют тренды, ставшие уже обязательными. Это места для хранения колясок и велосипедов, просторные холлы, дизайнерский ремонт.
Во всех домах и жилых комплексах мы обязательно применяем программу безбарьерной среды - нам важно обеспечить максимально комфортное передвижение для каждого нашего жителя. Сегодня подъезды воспринимаются как продолжение квартиры. В его оформлении компания использует спокойные тона и натуральные износостойкие материалы. Холлы первых этажей превращаются в общественные гостиные с высокими потолками, зонами ожидания, зеркалами, люстрами. Лифты OTIS прекрасно дополняют общее положительное впечатление. Безопасность жителей наших домов обеспечивает круглосуточное видеонаблюдение - внутри входных групп, лифтов и снаружи - во дворах и парковках».
Покупка квартиры - всегда ответственный шаг для семьи, в условиях неопределенности принимать решения вдвойне сложнее. Совместно с экспертами мы продолжим следить за ситуацией на рынке жилья, в том числе в рамках встреч клуба «Деловая среда».