25 января в 16.00 в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко открывается выставка японской гравюры из фондов музея «Искусство поющей линии».
Уникальная коллекция японской цветной ксилографии школы Укиё-э – украшение фондов Краснодарского художественного музея. Ее собрал известный путешественник профессор Н. И. Воробьев. Большая часть этого собрания – 190 графических листов – в 20-е годы ХХ века была передана в Краснодарский художественный музей из НКВД.
В 1970-е годы учёные из Москвы отреставрировали листы. Именно тогда коллекция обратила на себя внимание специалистов и стала открытием для широкой публики. Выставка гравюр состоялась в Москве в рамках культурной программы Олимпиады 1980 г.
В 1998-1999 гг. в японском городе Мацумото с успехом прошла выставка ксилографии Укиё-э из краснодарского музея, был выпущен каталог на японском языке. Именно тогда выяснилось, что произведение Тоекуни Утагавы «Воин Согагора Токимунэ» - единственный в мире сохранившийся экземпляр.
В коллекции представлены гравюры мастеров, составивших славу японской цветной ксилографии эпохи Эдо: Хокусай Кацусика, Кунисада Утагава, Эйсэн Кэйсай, Эйдзан Кикугава, Итирюсай Хиросиге. «Укиё-э» - картины повседневной жизни. В центре внимания художников укиё-э было несколько тем и направлений: прекрасные дамы, актеры и сцены из театральных постановок, сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы». По мере развития направления укиё-э рамки отражаемого им среза бытия все время расширялись: появлялись гравюры, иллюстрировавшие известные литературные произведения, военные хроники. Ко времени расцвета жанра он охватил буквально все аспекты повседневной жизни всех слоев японского общества.
В создании гравюры принимало участие три человека: художник, гравер и печатник. Художник выполнял рисунок тушью на очень тонкой бумаге. Затем этот лист переходил к граверу, который переносил его на доску и создавал рельефное изображение. Печатник наносил краску на выступающие части доски и делал оттиски.
Первые ксилографии были черно-белыми, затем, в XVIII веке появилась техника двухцветной, а чуть позже и многоцветной печати.
Ксилография Укиё-э оказала заметное влияние на творчество западноевропейских и русских художников конца XIX века. Они были восхищены цветовой утонченностью и пластической изысканностью рисунка «японских картинок», а также способностью запечатлеть мимолетное мгновение и в то же время рассказать о вечном. В Европе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители искусства стали покупать их в большом количестве, что заставило японцев по-новому взглянуть на произведения, которые, как считалось ранее, принадлежали к низкому жанру.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.