Все 14 картин, которые отсмотрело жюри нынешнего кинофестиваля в Сочи, еще не выходили в прокат. У кого-то из продюсеров уже есть договоренности по этому поводу, кто-то только начал обсуждать этот вопрос. Вероятно, на большой экран попадут не все. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский отметил, что в прошлом году из 14 фильмов основной программы фестиваля в прокат вышли 9. Какова будет судьба лент этого года, пока не известно, но «АиФ-Юг» расскажет о лучших из них.
Еще раз «Про любовь»
«Звезда» Анны Меликян, как выяснилось, не закатилась со времен прошлогоднего «Кинотавра». Ее одноименный фильм получил тогда награду за лучшую режиссерскую работу, однако в этот раз Анне удалось подняться еще выше и завоевать главный приз. Лента «Про любовь» признана лучшим фильмом.
Интересно, что изначально картина на лидерство не претендовала, кинокритики не говорили о ней взахлеб. И даже председатель жюри фестиваля Алексей Учитель, объявляя итоги, отметил, что берет ответственность за это решение на себя.
Кстати, фильмов с одинаковым названием «Про любовь» у Меликян целых три: две короткометражки и полный метр. Режиссер объясняет, что в своем творчестве она продолжает разрабатывать тему любви, поэтому все три ленты составляют для нее единое целое.
О чем же фильм? Это целая вереница разных историй на одну тему: от японки, приехавшей в Россию в поисках русского мужчины, до секретарши, получившей непристойное предложение от своего босса. Все они служат иллюстрациями для лекции об отношениях мужчины и женщины, которую читает не кто-нибудь, а Рената Литвинова.
К слову, остальной актерский состав не менее звездный: Владимир Машков, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь.
Картина получилась с юмором и без трагизма, в отличие от предыдущих работ Анны Меликян. Однако идет под категорией «16+», что и неудивительно, ведь режиссер известна тем, что смело и непринужденно снимает постельные сцены.
То ли ангелы, то ли демоны?
В этом году приз за лучшую режиссуру получил Алексей Федорченко за своих «Ангелов революции». Получил не зря: лента снята очень динамично, живописно (когда буквально каждый кадр может стать отдельным художественным полотном) и с большим количеством подробностей. Фильм, в отличие от ленты Меликян, звездами не изобилует, но актерская работа получилась отменная. Скажем прямо: у «Ангелов революции» на кинофестивале было очень много поклонников.
В основе сюжета - малоизвестная история о том, как в в 30-е годы советские власти направили отряд пропагандистов на север станы, где жили ханты и лесные ненцы, почитавшие древних богов, а не революцию. Гости действовали неаккуратно, за что и поплатились. Но и малый народ ожидала трагедия: жесткая операция по подавлению мятежа.
Алексей Федорченко писал сценарий больше года, по крупицам собирая в архивах исторические сведения, и утверждает, что в его работе 95% материала - достоверные факты. Однако вопрос в том, как режиссер их использовал. К примеру, Федорченко изучил 400 биографий известных деятелей искусства того периода и выбрал самые интересные истории из их жизней, чтобы наделить ими своих персонажей. Так что если говорить точно, то реальных персонажей в картине нет, есть лишь сложный микс из прототипов.
«Время было фантастическое», - поясняет режиссер.
Если добавить к этому и то, что Федорченко использовал в сценарии отрывки из книги современного писателя Дениса Осокина, то становится очевидным, что зритель имеет дело не с документальными подробностями, а с очень вольной их интерпретацией.
До «Кинотавра» картину представили на Римском МКФ, где «Ангелы революции» получили почетный приз «Марк Аврелий будущего».
Ромео и Джульетта из соседнего двора
Фильм Андрея Зайцева с остроумным названием «14+» получил специальный приз жюри «Кинотавра» и приз зрительских симпатий.
Это история о первой любви, случившейся в спальном районе большого города. Девушка из одной школы, парень - из другой, их компании враждуют между собой, так что преодолевать современным Ромео и Джульетте придется немало преград.
Вместе с тем никакой трагедии в фильме нет, наоборот, на показе зрители много смеялись и улыбались. Кстати, к некоторому удивлению самого Зайцева, который не снимал трагедии, но не снимал и комедии. Зато много внимания уделил отношениям детей и родителей и процессу взросления обычных российских школьников из спальных районов.
Волшебная страна под Новый год
Картина Василия Сигарева «Страна ОЗ» завоевала приз имени Григория Горина за лучший сценарий. Вполне закономерно, ведь Сигарев сам и драматург, и сценарист, лауреат литературных премий «Дебют», «Антибукер», а также первый неанглоязычный автор, удостоенный престижной премии «Evening Standard Theatre Awards».
Сюжет явно не банален, хотя и история «Волшебника Изумрудного города» пересказана на новый лад. В основе - рассказ о беззащитной девушке Лене, которая в канун Нового года погружается в непривычнй мир фриков, екатеринбургскую «страну ОЗ». Жанр, сами понимаете, комедия.
Сценарий частично основан на рассказах писателя Андрея Ильенкова, который также снялся в картине. Кроме того, в ролях здесь отметились Инна Чурикова, Гоша Куценко, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов.
Дина Рубина еще не видела
Пожалуй, самым звездным фильмом нынешнего «Кинотавра» можно назвать «Синдром петрушки», где в главных ролях заняты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, а сюжет основывается на одном из самых известных романов писательницы Дины Рубиной. Тем печальнее, что картина получила лишь второстепенный приз - имени Таривердиева за лучшую музыку.
Это история о непростых взаимоотношениях супругов Пети и Лизы, где муж - кукольник и художник по профессии - одержим искусством до маниакальности, а жена своей главной соперницей считает уникальную куклу в человеческий рост, полностью повторяющую ее собственные черты... За этими странностями всю жизнь наблюдает близкий друг пары - психиатр.
Сценарий-адаптацию к фильму писала не Дина Рубина, которая ограничилась только разрешением на постановку.
«Авторов нужно убивать, а уже потом экранизировать», - пошутила писательница.
И, может быть, зря осталась в стороне, так как в итоге сюжетная линия вышла путанной, и тем, кто роман не читал, будет нелегко разобраться в последовательности сцен.
В остальном лента получилась очень качественной, яркой и романтичной (тем более что съемки проходили в Санкт-Петербурге). Отдельное спасибо за реквизит: чудесные куклы были сделаны специально для фильма.
Интересно, что Евгений Миронов, который читал роман и очень его любит, сразу согласился сыграть в экранизации, а чуть позже предложил режиссеру Елене Хазановой свои услуги в качестве художественного руководителя картины.
Ту самую музыку, за которую наградили фильм, создал швейцарский композитор Николя Ребюс. Кстати, производство фильма совместное с Германией и Швейцарией, поэтому и прокатная судьба этой картины, вероятно, самая многообещающая на фестивале. Уже известно, что «Синдром петрушки» выйдет на большие экраны Европы, несмотря на то, что в нем задействованы исключительно русские актеры и рассказ идет о России.
«Эта история, как считают наши зарубежные коллеги, будет понятна широкому европейскому зрителю», - пояснили продюссеры.
Очень может быть, что «Синдром петрушки» покажут и в Израиле, где сегодня живет Дина Рубина. Правда, сама писательница фильм еще не видела. Елена Хазанова хочет, чтобы Рубина впервые увидела свое творение на большом экране.
Без комментариев
К сожаленью, совсем без наград осталась дебютная картина журналиста Андрея Темникова «No comment». Но не рассказать о ней нельзя не только из-за художественных достоинств, но из-за чрезвычайной актуальности. Эта лента, без сомнения, самая актуальная на нынешнем кинофестивале.
В основе сюжета - абсолютно реальная и с точностью переданная на экран история о молодом немецком парне из обеспеченной семьи, который попал в сети международных вербовщиков-экстремистов и отправился воевать за ислам в Чечню. Когда он осознал свою ошибку, было уже слишком поздно.
На главную роль был приглашен Леонард Проксауф - молодой, но уже очень известный и в Германии, и в Европе актер.
«Я очень горд своей работой в этом фильме, потому что он поднимает важную современную проблему», - подчеркнул Леонард на презентации фильма.
Как раз в этот момент в стране широко обсуждалась судьба студентки МГУ Варвары Карауловой, тайно сбежавшей в Турцию, чтобы влиться в ряды запрещенной в России группировки «Исламское государство». Журналисты не раз удивились такому совпадению.
«Когда несколько лет назад я писал сценарий и начинал подготовку к съемкам, об ИГИЛ еще никто не слышал, - расставил точки над «i» Андрей Темников. - Но проблема вербовки молодежи в ряды экстремистких организаций появилась не сегодня. Та история, по которой снят фильм, произошла под конец второй чеченской кампании, когда самих чеченцев в блиндажах стало мало, поэтому воевать сюда ехали наемники из разных стран, в основном арабских. Но были и европейцы».
Однажды Темников, военный корреспондент, работавший в горячих точках, получил предложение снять документальный фильм о боевых действиях в Чечне. В качестве сырья ему предоставили целую стопку реальных видеозаписей - от тех, что снимали наши спецназовцы, до видеоотчетов боевиков, найденных в блиндажах. Материал уникальный и интересный, так и родилась идея снять художественную картину.
Несмотря на то, что в главной роли снялся немецкий актер, в Европе «No comment» не выйдет в прокат совершенно точно. Причину Андрей Темников пояснил для журналистов «без купюр»:
«Сказали: русские военные у вас слишком хорошие получились».