Организаторы 26-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавра» отмечают неожиданно большое количество заявок на конкурс этого года. В основной программе - 14 картин, а отборщикам пришлось отсмотреть 81 работу. В короткометражках и того больше: 22 ленты выбирали из присланных 400. Как шутила куратор программы «Короткий метр» Ирина Любарская, «у нас конкурс, как в хорошем вузе, - 20 человек на место».
А еще в этом году комедий в два раза больше, чем обычно. И немало мистики, которой в равной степени увлеклись и режиссеры полного метра, и короткометражек.
От грантов к краудфандингу
В феврале председатель Попечительского совета кинофестиваля Федор Бондарчук делился недобрыми предчувствиями: на фоне экономического кризиса серьезные финансовые трудности ощутил на себе и «Кинотавр». Министерство культуры РФ объявило о существенном сокращении бюджета кинособытия. Шли разговоры о смене привычного местоположения «Кинотавра». Однако к июню решить проблемы все-таки удалось.
Возможно, неожиданно большое количество заявок от режиссеров объясняется как раз желанием «вскочить в последний поезд». А возможно, тем, что в 2014 году киноиндустрия в России жила относительно благополучно. Большинство полнометражных картин, показанных в конкурсе в первые три дня фестиваля, в свое время получили гранты от Минкульта.
«В силу известных экономических причин Министерство культуры резко сократило финансирование художественных кинолент. Судя по всему, в следующем году отборщикам «Кинотавра» предстоит посмотреть вдвое меньшее количество картин», - прогнозирует программный директор кинофестиваля Ситора Алиева.
Но предлагает надеяться на лучшее, то есть на развитие независимого кино, когда режиссеры собирают деньги на съемки собстенными силами, даже с помощью краундфандинга. К примеру, именно этот способ испробовал Никита Тамаров, автор комедийной короткометражки «Портфолио», получивший в этом году приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
В чем проблема короткометражного кино?
В этом году организаторы «Кинотавра» уделили пристальное внимание режиссерам короткометражек. Традиционно в этой категории заявляют себя молодые люди, начинающие специалисты (хотя бывают и исключения: в нынешнем конкурсе участвовали короткие ленты от уже состоявшихся Жоры Крыжовникова и Анны Меликян).
Так, первый день фестиваля открыли круглым столом «Кино молодых: новые песни о главном?» Дискутировали долго, с полемикой. Но, как выяснилось, сами молодые режиссеры обсуждение едва ли восприняли позитивно.
«Есть ли смысл рассуждать о судьбах кино, целях и смыслах, когда продюссеры совсем не интересуются коротким метром, очень сложно привлечь спонсоров?» - говорили в кулуарах некоторые из них.
Ответ на такое мнение дал во время своего мастер-класса режиссер Бакур Бакурадзе.
«Вопрос денег не главный в проблемах короткого метра», - жестко заявил он.
И заговорил о том, что, по его мнению, российское кино просто застряло на одном месте и не делает шагов вперед.
Плетнев победил Догилеву
Победителем конкурса «Короткий метр» в этом году стал Кирилл Плетнев с лентой «Настя» - получасовом повествовании о двух женщинах с одним именем. Одна - скромная и честная сотрудница полиции, взявшая на воспитание приемную дочь, другая - воровка, сбежавшая с чужими деньгами ради любимого (прототип почтальонши из Нижнего Новгорода Насти Черепановой, чья история прогремела на всю страну). По ходу действия выясняется, что у обеих женщин на самом деле много общего, и особенно - обида на мужчин.
Вообще-то Плетнева вся страна знает, как актера: он снимался в «Каникулах срогого режима», «Любовь-морковь 2», сериале «Адмиралъ». Однако нынешняя короткометражка уже третья на его счету. Но он не единственный актер, попробовавший себя в качестве режиссера. Самая большая неожиданность конкурса - лента Татьяны Догилевой «Горизонт». История о немолодой паре, переехавшей в Юрмалу и нанявшей в домработницы местную девушку, которая скоро станет бездетным супругам почти как дочь.
Работа Догилевой осталась без наград, но она к своему дебюту относилась с юмором.
«Это веселый казус, что я здесь участвую, - сказала она во время презентации своего фильма. - Здесь все такие молодые и талантливые, и я выгляжу среди них, как завуч».
Специальный приз получила короткометражка Марии Гуськовой «Возвращение Эркина», которая ранее отметилась премией на Каннском фестивале. В основе сюжета - грустная история киргиза Эркина, отсидевшего в тюрьме за убийство 10 лет и вышедшего на свободу по амнистии. Ему чрезвычайно сложно начать свою жизнь заново.
Кстати, во многих из представленных короткометражек снимались известные актеры: от Эммануила Виторгана и Алены Бабенко до Марии Машковой, Гоши Куценко, Павла Майкова и Максима Матвеева.
От традиционной драмы к новым технологиям
Пока молодые режиссеры надеялись на удачу в конкурсе, их состоявшиеся коллеги рассуждали о путях развития кино. В этом смысле особенно интересными оказались мнения уже упомянутого Бакура Бакурадзе и его коллеги Тимура Бекмамбетова, который также дал мастер-класс на «Кинотавре».
Первый был подчеркнуто пессимистичен, говоря о том, что кино во всем мире сегодня в глубоком кризисе, хотя ситуация была совершенно иная всего 4 года назад.
«Больше всего меня бесит в современных кинофильмах театральность. Тухлятина, ничего живого нет», - огорошил он собравшихся в зале студентов ВГИКа.
Бакурадзе имел в виду, что кино никак не может преодолеть каноны европейской драмы, заложенные с античных времен.
В противоположность ему Бекмамбетов был настроен весьма позитивно и деятельно, заявляя, что нужно осваивать новые жанры и языки кино, чем он, в частности, сейчас и занимается. Режиссер только что завершил ленту «Убрать из друзей», которая может стать самым удивительным событием в современном российском кино. Дело в том, что в ней мы не увидим привычных мизансцен: вся лента снята на камеру Scype. Перед глазами зрителей будут лишь экраны компьютеров, с помощью которых общаются герои фильма. Это первая в России лента, снятая по мотивам жанра «деск-топ» (правда, у Бекмамбетова получился не «деск-топ», а «скайп-топ»), и режиссер не уверен, что у него будут последователи.
«На самом деле к использованию этого жанра должен был прийти молодой режиссер, а не я, - сказал Тимур Бекмамбетов, ссылаясь на свой возраст. - Но сегодня очень трудноубедить, заинтересовать молодых кинематографистов творческим поиском. Все сразу начинают считать рейтинги».
В производстве у режиссера также проект картины с отсылами на известнейшие компьютерные игры, а также идея снять фильм в формте виртуальной реальности, так что Бекмамбетова можно считать первопроходцем отечественного кино в плане новых технологий.
Картина «Убрать из друзей» была показана на нынешнем кинофестивале в программе «Специальный показ», но мнения зрителей разделились.