Ленин, другой символ уже ушедшей эпохи, волею судьбы оказавшийся буквально напротив самодержицы, был убран за одну ночь, дабы не засорять исторический пейзаж. Так Владимир Ильич тихо перекочевал в район двух вокзалов, куда, кстати, вписался идеально.
Проводились у нас и вечера памяти Екатерины Великой, где она, как и полагается усопшей, представала в наилучшем свете. Теперь вот дело дошло до театральных подмостков.
Снова Екатерина
19–20 марта на сцене Краснодарского музыкального театра состоялась премьера оперы «Царица» Давида Тухманова в постановке Дмитрия Бертмана и его коллектива «Геликон-опера». В прошлом году премьерные показы прошли в Санкт-Петербургском Александринскомтеатре и в Москве в Государственном Кремлевском дворце, почему-то на площадках, меньше всего предназначенных для оперы. У нас была проведена мощная пиар-акция, вплоть до распространения билетов. Прошло несколько пресс-конференций, где устроители и постановщики рассказали об опере все, что можно. Правда, когда спросили у генерального директора ТО «Премьера» Татьяны Гатовой - одного из организаторов проекта - впечатление о столичном спектакле, то Татьяна Михайловна, не задумываясь, ответила, что с удовольствием слушала музыку. Сам Дмитрий Бертман о жанре своего детища поведал как о новом виде искусства и считает, что по зрелищности и красоте в России лучше нет спектакля - и в этом его уникальность.
Удивляет факт, что журналистов пригласили куда угодно, только не на саму оперу. Видимо, решив, что рассказа постановщиков достаточно для впечатлений, рецензий и прочих откликов. Правда, лишь в последний момент было позволено отсмотреть фрагмент репетиции. Кубанские СМИ, честно говоря, были ошарашены подобным отношением.
Роскошь и веселье
Даже по увиденному эпизоду опера представляется баснословно богатой. От золотых интерьеров и роскошно-увесистых костюмов буквально зарябило в глазах. Вот только пение молодой Екатерины не произвело такого же яркого впечатления, так как и вокал, и произношение были невнятные. Пластика и хореография, особенно массовки, то есть придворных, решены в гротесково-комичном ключе.
Жизнь и государственные дела императрицы в трех фазах ее правления показаны через любовную связь с ее тремя фаворитами – Григорием Орловым, князем Потемкиным и корнетом Зубовым. Но к нам спектакль попал уже в целомудренном виде, всякие там столичные фривольности не были допущены на кубанскую сцену.
Мы увидели невероятно пышный, пластически озорной, с претензией на элегантность, порой прямолинейный спектакль. Откровенно говоря, это всего лишь роскошный театральный китч.
Размашисто сделанное полотно про «шальную императрицу», конечно же, нет смысла сравнивать по глубине и органичности музыкального языка с другой царской оперой – «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Такие сравнения невольно напрашиваются, но совершенно очевидно, что автор и постановщики не ставили перед собой высоких задач классической оперы. На пресс-конференциях они говорили о новом, не существовавшем ранее жанре.
Этот «легкий» жанр теперь мы увидели и можем оценить. Что ж, матушка-царица, отпев у нас, благополучно укатила дальше - золотая, уникальная и шальная.