С Павлом Куликовским наш корреспондент встретилась во время пребывания его на родине своих предков в станице Новоминской. В день открытия памятного камня его прабабушке - великой княгине Ольге Александровне Романовой-Куликовской («АиФ-Юг» писал об этом в материале «Романовы возвращаются», № 14 ).
Пол Эдвард Куликовский предпочитает представляться на русский манер - Павел Эдуардович.
Первый раритет - картина прабабушки
- Павел Эдуардович, когда вы узнали, что являетесь потомком императорской семьи?
- С самого раннего детства из книг и вещей в доме я знал, кто мои предки. У нас сохранились и картины моей великой прабабушки. Взрослея, из разных источников собирал информацию, фотографии, книги, много путешествовал, посещал места, которые имеют какое-то отношение к семье. На мое 18-летие мама спросила, что я хочу в подарок. «Картину, написанную Великой княгиней», - ответил я. Мне ее подарили. Это была моя первая семейная реликвия.
- А как вы узнали, что на карте мира есть такая маленькая точка - кубанская станица Новоминская?
- О Новоминской, которая хранит память о моей прабабушке, я узнал, когда научился читать. Одна из первых книжек, я ее рассматривал еще малышом, была книга грека Яна Вороса «Последняя великая княгиня», опубликованная в 1964 году. Она стала библией по истории нашей семьи.
Конечно, мне и мама рассказывала о том, как Ольга Александровна с Николаем Куликовским и маленьким Тихоном бежали из Крыма в Новоминскую. Одна из фотографий, впечатлившая меня в детстве - бравого кубанского казака Тимофея Ящика.
- Символично, что вашу прабабушку в Новоминскую в далеком 1919-м привез царский телохранитель Тимофей Ящик, а вас с Людмилой сюда же спустя почти столетие его внучатый племянник Василий. Как вы с ним познакомились?
- С Василием Ящиком мы познакомились в июле 2008-го в Петербурге. Мы встретились на трапезе после молебна в Соборе Петропавловской крепости. Василий был в конвое. Но этого казака я видел и раньше, в 2006-м, на перезахоронении матери-императрицы Марии Федоровны.
Соединила Великая княгиня
- Знаем, что вы организуете выставки картин вашей прабабушки. С чего все началось?
- В 1991 году первая выставка состоялась в библиотеке города Балерупа недалеко от Копенгагена. Ольга Александровна жила там, и многие местные жители принесли на выставку не только её картины из своих личных коллекций, но и множество вещей, ей принадлежавших. Где-то 350 раритетов, среди них 300 картин. И четыре полотна из нашей семьи, чемодан княгини с монограммой Марии Федоровны.
Выставка имела огромный успех. Даже датская королева-мать Ингрид пришла на ее открытие.
- Жена у вас русская (у Пола есть две дочери от первого брака). Расскажите историю знакомства с Людмилой.
- После первой выставки картин в Балерупе мы стали организовывать передвижные в разных городах. У меня появилось много друзей во всем мире. Пришла идея такую экспозицию организовать в Вашингтоне в резиденции русского посла в Америке. Один из моих друзей, который живет в Штатах, привез из Сиэтла 200 картин из своей коллекции. (На сегодня не меньше 2000 картин Ольги Александровны разбросаны по всему миру).
И там, на обеде у американских друзей, которые занимались подготовкой выставки, мы встретились с Людмилой. Она работала атташе по культуре в российском посольстве в Вашингтоне. Это был ноябрь 2001 года. Наши знакомые потом говорили: «Великая княгиня вас и соединила».
Дальше рассказывает сама Людмила (кстати, весь наш разговор с Павлом она же и переводит):
- Я родилась в Москве, закончила университет, историк по образованию. Работала в академии наук, защитила диссертацию, потом пригласили в МИД. А позже предложили поработать в Вашингтоне.
Когда я встретила Пола, все перевернулось в моей жизни. У нас начался такой трансатлантический роман -
я работала в Вашингтоне, Пол - в Лондоне. Но постепенно жизнь каждого стала общей. У нас теперь совместная просветительская образовательная деятельность, много различных проектов. Вот сейчас год Франции в России. Мы участвуем в проекте «Русская Ницца».
Еще Пол занимается распространением книги «Воспоминания Ольги Александровны», которые впервые были опубликованы в датской газете в 1941 году, к 25-летию их свадьбы с Николаем Куликовским. В 2006-м мой муж инициировал издание этой книги в Дании на датском языке.
Сейчас она переведена на английский и планируется русская версия. Княгиня Ольга назвала ее «25 глав моей жизни». Одна глава посвящена Новоминской.
«Они были вместе до конца»
(Далее рассказывает Пол):
- А как сложилась после отъезда из России судьба Николая Куликовского?
- Они всегда были вместе с Ольгой Александровной, до последнего вздоха. Он умер у нее на руках в 1958 году. Помните эту историю, как 15 лет они ждали, чтобы соединиться… Она пережила его на два года.
Мама рассказывала, что они были влюблены друг в друга до последнего мгновения. Часто видела, как они, будучи уже далеко пожилыми людьми, держались за руки. Но вместе с тем я думаю, что полностью мой прадед счастлив не был. Что-то было упущено в его жизни. Он ведь был профессиональным солдатом из семьи военных -
кавалергард. И потом его двусмысленное положение - с одной стороны, приближенный к царской семье, с другой - военный. Он был очень огорчен, что ему пришлось бросить службу. Скучал и считал годы военной службы лучшими.
- Чем занимались их дети - Тихон и Гурий?
- Когда выросли, оба служили в датской армии. Тихон в пехоте, а Гурий был гусаром, кавалеристом. В 48-м закончили свою карьеру в ранге капитана. Дания была оккупирована немцами, и оба попали в плен за то, что не стали сотрудничать с гитлеровцами. После войны они покинули Данию с женами и детьми. Вся большая семья Куликовских вынуждена была уехать в Торонто. Трудные для них были времена. Сначала помогали на ферме, которая принадлежала их родителям - Николаю Куликовскому и Ольге Александровне. Потом Тихон устроился продавцом, позже работал в страховой компании и в разных других местах. Гурий стал учителем, но очень талантливым, и сделал из этого карьеру - преподавал славянские языки, и культуру в университете в Оттаве. Умер Гурий в 1984-м, а Тихон в 1993-м.
«Давно мечтал приехать...»
- Знали ли вы своего двоюродного деда - Тихона?
- Да, он поддерживал отношения с моей матерью. Когда я был маленьким, его приезд к нам всегда был огромной радостью. Приезжал к нам с подарками, сладостями.
У Тихона одна дочь от второго брака, которую зовут так же, как и мою прабабушку - Ольга. Она живет в Канаде и у нее четыре сына.
- У вашей матери тоже русское имя?..
- Маму назвали в честь сестры Ольги Александровны - Ксения. Она, кстати, в детстве учила русский язык. А впервые побывала в России со мной в 1992 году в один из моих приездов.
- Ваши впечатления от Кубани?
- Давно мечтал приехать на это знаковое для нашей семьи место. На Кубань приезжала однажды только жена Тихона Ольга. Ехали сюда на машине из Москвы, и как только пересекли границу Краснодарского края, было впечатление, будто мы попали в другую страну. Поразили нас очень чистые дороги.
И конечно, хлебосольный и гостеприимный народ.
- Павел, можно сказать, что Россия стала для вас родиной?
- Сейчас мы живем в Москве - снимаем квартиру. Хочу жить в России. Я люблю здесь находиться, но работать тут трудно. Хотел бы сказать, что да, стала. Но не могу, пока не научусь говорить по-русски.
Досье «АиФ-Юг»
Пол Эдвард Куликовский - правнук княгини Ольги - младшей сестры последнего российского императора Николая II, которая укрывалась от красного террора в 1919 году в доме царского телохранителя Тимофея Ящика. Год жила в Новоминской с мужем Николаем Куликовским. Вела станичную жизнь, занималась огородом и писала акварелью картины. Там же родился ее младший сын Гурий. (Подробно о станичной жизни княгини «АиФ-Юг» писал два года назад в материале «Кубанская царевна»). Внуком Гурия и является Пол Куликовский.
Родился Пол в декабре 1960-го в Оттаве в год, когда умерла Ольга Александровна Романова-Куликовская. Прожил в Канаде всего лишь год. Великая княгиня была центральным человеком в семье, объединяющей фигурой. После ее смерти все члены семьи пошли каждый своей дорогой.
Родители Пола расстались, и его мать вернулась в Данию вместе с ним к своей матери Руд, которая была первой женой Гурия. Его дед Гурий остался в Канаде и женился во второй раз.
Детей во втором браке у него не было. А от первого брака трое - мать Пола Ксения - старшая дочь, Леонид и Александр-младший.
Пол Куликовский стал гражданином Дании. Закончил Копенгагенский университет. Получил степень магистра управления бизнес-МВА. Работал в разных фирмах Дании. Последние 16 лет работает на крупную норвежскую международную компанию - филиалы ее в разных странах. 4,5 года проработал в Лондоне, потом 2 года в Германии и после этого в марте 2008-го приехал в Москву.