Праздник довольно молодой: Международный день семей в 1993 году учредила Генеральная ассамблея ООН. Инициаторы, правда, тему несколько «засушили», рассуждая о семье как о хранительнице человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. Все так, а еще крепкий брак - это союз двух счастливых сердец. Многие хотели бы узнать секрет таких взаимоотношений, но, похоже, единого рецепта нет. Ясно одно: счастливая семья легко обходится без шаблонов.
Стереотип первый. Любовь - только со штампом в паспорте
В современном обществе далеко не все решают узаконить свои отношения. Некоторые формальностей боятся, а некоторые и не планируют задерживаться рядом с партнером. Какая ж семья без обручального кольца? А вот Иван Десов и Мария Томашина из Смоленской области вместе уже 47 лет - и все без штампа в паспорте. Столько не каждая зарегистрированная пара выдержит...
Ко всему прочему, Мария Константиновна еще и старше Ивана Владимировича на 5 лет. Еще один пункт, бросающий вызов предрассудкам.
Оба считают, что штамп - это только формальность, при этом брак для них - большая ценность.
- «Семья – ячейка общества» - знаменитый советский девиз мотивировал нас держаться вместе, несмотря ни на какие трудности. Мы старались сделать так, чтобы выбор, сделанный однажды, становился единственным в жизни. Если что-то не ладилось, мы находили способ, как сохранить отношения, - говорят супруги.
И вспоминают, что полюбили друг друга с первого взгляда, а когда познакомились, с удивлением обнаружили, как много у них общего.
Стереотип второй. Нужно смотреть в одном направлении
Айрат и Лейсан Хусаиновы сумели создать крепкий футбольный союз. Муж - преданный фанат «Рубина», а жена - болельщица «Спартака». Хотя в пору было обходить друг друга за километр...
Как ни странно, именно футбол пару и объединил: когда познакомились, стали вместе ходить на матчи, хотя и болели за разные команды.
Все студенчество Айрат и Лейсан провели вместе, поддерживая друг друга в моменты грусти и радости. Мысль объединить свою жизнь с Лейсан влюбленного парня посещала давно, оставалось только придумать, как оригинальнее это сделать, чтобы девушка удивилась. Идея пришла в голову перед очередным матчем «Рубина» и московской команды.
«Я решил сделать предложение на стадионе, - улыбается Айрат. - Написал письмо руководству футбольного клуба, попросил помочь с организацией и буквально за день до матча получил положительный ответ».
Самое романтическое событие в жизни Лейсан произошло в перерыве игры «Рубин»-«Спартак» (что, согласитесь, очень символично) в декабре 2012 года. На глазах нескольких тысяч зрителей Айрат встал на колено и спросил у нее, будет ли она его женой. Немного шокированная возлюбленная с большим букетом цветов в руках не сразу смогла прийти в себя. Но, выдержав небольшую паузу, она ответила «да», и фанатский сектор «Рубина» взорвался аплодисментами.
Стереотип третий. Возраст и статус имеют значение
Союзу Эльвиры и Виктора, жителей Смоленской области, не помешали ни 16 лет разницы, ни двое детей, ни ухаживания всемогущего секретаря компартии.
«Эльвиру знали все в городе, - вспоминает Виктор. - Красивая женщина с характером — у нее было много поклонников, но повода усомниться в верности мужу она не давала. Помню, у нее была оранжевая куртка - такой не было ни у кого в Верхотурье».
Вернувшись из армии, мужчина пришел устраиваться на работу в отдел культуры водителем. «Новенького» в гараже сразу предупредили — Эльвира очень нравится Косте, второму водителю, так что, мол, даже не заглядывайся. Но не заглядеться было трудно: по словам Виктора, ему хватило одного взгляда, чтобы влюбиться в свою начальницу. Но признаться решался почти полгода.
По утрам Эльвира проводила что-то вроде «летучек», раздавала задания на день. Было самое обычное утро, когда за «путевкой» и распоряжениями в кабинет начальницы пришел Виктор.
«Он зашел, сел. Я выписываю путевку, объясняю, куда и зачем сегодня нужно ехать. Вижу, что он какой-то отвлеченный, будто не слушает. Я ему говорю: «Что такое? Может быть, что-то надо еще раз объяснить?». А он говорит: «Эльвира Викторовна, я Вас люблю». Я потеряла дар речи, даже не поняла, не «врубилась» просто! Потом говорю ему: «Что ты! Ты подумай, сколько тебе лет?». Он ответил: «Я все равно люблю».
Отругав молодого человека, Эльвира решила — пройдет, мимолетная влюбленность. Однако Виктор оказался настроен серьезно, и как только узнал, что с мужем его возлюбленная окончательно разошлась, принялся настойчиво ухаживать.
Между тем среди поклонников Эльвиры давно «значился» высокопоставленный чиновник – секретарь райкома партии. Увы, могущество партийного функционера никак не помогало завоевать сердце принципиальной начальницы отдела культуры. Прямые отказы от неофициальных встреч привели к нарочито долгим рабочим заседаниям и требованиям особо тщательной отчетности. А когда узнал про влюбленного водителя, отдал указание начальнику городской ГАИ отобрать у Виктора водительские права...
Супруги вместе уже 26 лет и до сих смеются сквозь счастливые слезы, когда вспоминают свою историю – историю любви, которой бы позавидовали и голливудские сценаристы. «Она у меня – самая лучшая», - говорит Виктор. «Он у меня – самый-самый», - улыбается Эльвира.
Стереотип четвертый. Счастливый брак без любви не обходится
Супруги Павловы из Челябинской области отметили Железную свадьбу - 65-летие вместе, при этом признаются, что женились без особой любви.
Лида и Коля знали друг друга всю жизнь. Жили по соседству, вместе бегали во дворе, делились друг с другом ягодами и грибами, что удавалось собрать в лесу в голодное довоенное время. Как подросли, стали встречаться на сельских вечерках: вся молодежь туда ходила потанцевать. Война закончилась, и молодые решили сыграть свадьбу.
«Так кто ж в то время о какой любви думал, – смеется сейчас Лидия Павлова. – Жениха приглядывали работящего, непьющего, надежного. Ну и нравился чтоб. Я Николая с детства знала. Восемнадцать исполнилось – и пошла замуж за него».
Совместную жизнь начинали с трудностями. Вскоре Николая призвали в армию, а Лидия осталась с детьми под присмотром свекрови и почти полном безденежье. По вечерам все вместе вязали пуховые шали и платки, возили их на базар и продавали. На вырученные деньги покупали ткань на платья, керосин, спички. Зато потом с возвращением супруга зажили, как сыр в масле. Павловы первые в селе купили телевизор и плюшевый ковер. Смотреть на это богатство ходили почти все соседи.
В семье родилось шестеро детей, пять девочек и долгожданный сын.
Кстати, белую фату, о которой грезила с детства, Лидия впервые в жизни надела в восемьдесят лет – на 60-летие свадьбы. Замуж выходила в обычном ситцевом платьишке. А пять лет назад сделала себе фату из занавески: белую, гипюровую, о какой в юности мечтала.
«И снова надену, смеется она. Удивлю правнуков, у нас их уж одиннадцать».
Стереотип пятый. Разница культур мешает браку
Влюбиться в иностранца несложно, а вот выйти замуж за представителя совсем другого менталитета, культуры, веры - дело другое. Но это не смутило жительницу Смоленской области Наталью, которая связала свою судьбу с красавцем Франциско-Хосэ из Никарагуа.
Все началось, когда юный Франциско из Никарагуа в 1989 году приехал в Харьков, чтобы учиться на ветеринара. В СССР молодой человек попал волею судьбы: хотел учиться в Германии, но места остались только в вузах Советского Союза.
«Со своей любимой супругой я познакомился на конечной остановке трамвая в Харькове (Наталья приехала в Харьков со Смоленщины учиться на врача), - с легким акцентом рассказывает Франциско. - Я с другом ждал свой трамвай и еще на остановке увидел красивую девушку со светлыми волосами и голубыми глазами. Тут подошел мой трамвай, я сел в него, двери закрылись, но продолжал смотреть на красавицу в окно. Она тоже, кажется, заметила меня. И вдруг объявляют, что трамвай сломался, и всех просят выйти. Я выхожу и хочу подойти к девушке, но тут подходит ее трамвай, следующий в противоположную сторону. Ситуация получается обратная: она сидит в своем трамвае, и я снова смотрю на нее сквозь закрытые двери. И вдруг я слышу, что водитель этого трамвая говорит: «Трамвай сломался, просим всех выйти». Она вышла, и тут я уже смело подошел и познакомился. Мне кажется, это была судьба».
Финансовые трудности заставили супругов не раз менять место жительство. Сначала жили на Смоленщине, потом уехали за лучшей жизнью в Никарагуа, а в 2009 году вновь вернулись в Россию. Кстати, в Латинской Америке теперь живет с десяток девочек Наташ, которых русским именем назвали в честь жены Франциско-Хосэ. В Никарагуа Наталья устроилась работать медсестрой в местную больницу, и ее приняли очень радушно.
В Россию супруги вернулись с дочерью. Самая беленькая в Никарагуа, София-Мария Кальдерон-Ужакова в Ельню приехала смуглой латиноамериканкой.
«Все говорят, любовь проходит, но я люблю свою жену, как будто мы вчера познакомились», - говорит в конце нашей беседы Франциско. Наталья тепло улыбается. И София подтверждает:
«Счастье зависит не от того, в какой стране ты живешь. Я счастлива, потому что расту в атмосфере любви».
Кстати, одним из самых удачных браков представителей разных культур можно считать союз олимпийских призеров Сочи-2014 Вика Уайльда и Алены Заварзиной.
Стереотип шестой. Из-за больных детей семьи распадаются
Супруги Савельевы из кубанского поселка Абрау-Дюрсо воспитывают шесть приемных дочек. Когда-то эти девочки, страдающие серьезными заболеваниями - слепотой, пороком сердца, ДЦП, оказались не нужны собственным родителям. Приемные мама и папа доказали – искренняя любовь способна исцелять душевные травмы.
Говорят, чужую боль может по-настоящему почувствовать лишь тот, кто сам пережил трагедию. Семья Савельевых знает это не понаслышке. Несколько лет назад у пары один за другим умерли двое детей.
«Сначала мы остались без Игорька, а потом потеряли Ксюшу, – поделилась 39-летняя Наталья Савельева. – Виной всему было сложное и неизлечимое генетическое заболевание. Врачи сказали – то, что наш старший сын Слава родился здоровым, – большое чудо. Нужно жить ради него и больше о детях не думать».
Наталья тогда впала в глубочайшую депрессию. Выход подсказал психолог, к которому пара пришла на консультацию.
«Она посоветовала нам взять малыша из детского дома, – вспоминала Наталья, – мол, спасете ребенка и сами почувствуете вкус к жизни. Я засомневалась сначала, а потом вспомнила, как лежала с Ксюшей в больнице. Там были дети-отказники, в том числе и малышка Даша. Она болела менингитом, собственной маме оказалась не нужна. Наверное, поэтому первым приемным малышом в нашей семье стал не здоровый, а больной ребенок».
К слову, взяв на воспитание второго больного ребенка, Наталья и Андрей решили остановиться. Да не тут-то было. На электронный ящик им стали приходить сотни писем от волонтеров с криком о помощи: «Пожалуйста, вы – последний шанс!»
«Я перестала проверять почту, – дрожащим голосом рассказывает Наташа. – Каждая история – это как ножом по сердцу. Но однажды решилась-таки прочесть одно письмо. С фотографии на нас с Машей, моей приемной дочкой, – мы тогда вдвоем сидели у компьютера – смотрела девочка, как две капли воды, похожая на Машку. Дочка даже спросила: «Это я?» Я ответила: «Нет», а у самой сердце екнуло. Так в семье появился третий приемный ребенок».
А когда Наталья приехала в Волгоград за Кариной, прикованной к инвалидной коляске, работники детдома посмотрели на нее, как на сумасшедшую.
Содержать такую большую семью непросто. Нужно приготовить, убрать, школьные уроки сделать, каждому время уделить, да еще и деньги зарабатывать. Кстати, Наташа и Андрей – люди без особого достатка. Но оба уверены, что если другие люди, узнав об опыте Савельевых, будут более добры к сиротам, возьмут хотя бы одного из них, значит, все не напрасно.
Стереотип седьмой. Муж отдает больше сил работе, а не семье
Семья Пантюховых из Новосибирска - верующая, православная, каких в наше время не так уж и много. Отец Константин служит в городском храме, а Елена ведет хозяйство и воспитывает восьмерых детей. Бывают случаи, что женщины не соглашаются на трудную роль матушки, предпочитая развестись с мужем, выбравшим служение Богу. Этой семье тоже было нелегко.
«Мы с матушкой довольно долго учились сосуществовать в большой семье. Ни у одного из нас не имелось опыта воспитания нескольких детей – каждый был единственным ребенком в семье. К тому же семьи у нас не были верующими, то есть «послушание» никогда не звучало. У нас так – мое слово бывает решающим в одном круге вопросов, у Елены – в другом. Мы пришли к такому решению, потому что оно затрагивает все – и доверие друг ко другу, и наш опыт, и послушание – куда же без него!» - признается отец Константин.
Елена, со своей стороны, добавляет, что с такими сложностями сталкиваются не только жены священников, но и жены всех занятых мужей.
«Батюшка очень много времени проводит на работе. Без него, конечно, сложно, многие вопросы, например воспитания детей, приходится решать по телефону или поздно вечером, во время ужина. Кроме этого, пока старшие не подросли, нужно успевать одной делать всю домашнюю работу. Но надо понимать, что это – тоже служение. Батюшка служит Богу, помогает людям, ведет церковную службу или ездит на требы, а я обеспечиваю его тыл, стараюсь, чтобы он поменьше беспокоился о семейных делах», - говорит она.
И добавляет, что девушке, выходящей замуж за будущего священника, нужно сразу быть готовой к тому, что для него самым главным станет не семья, а служение Богу. И придется жить по послушанию, потому что священник – глава семьи. Кроме этого, надо быть готовой к тому, что будет много детей, аборт для каждого верующего человека – страшный грех!
Стереотип восьмой. Пожилым поздно жениться
По большей части под венец идут в молодые годы, но случается, что сотрудники ЗАГСа сталкиваются с парами, более чем возрастными. К примеру, волгоградские ветераны Великой Отечественной войны Василий и Валентина Лигаровы сочетались браком, когда им на двоих уже перевалило за 160 лет!
Это было первое предложение руки и сердца, которое сделал женщине в своей жизни 91-летний ветеран Великой Отечественной войны Василий Лигаров. Возлюбленной пенсионера стала соседка по социально-реабилитационному центру, моложе его на 20 лет – Валентина Алексеевна. Она не сразу ответила согласием на предложение фронтовика, и Василию Фомичу пришлось поухаживать за невестой. В конце концов крепость Валентины рухнула, и она решилась оформить отношения.
Поженились влюбленные в День Победы.
Стереотип девятый. Карьера - помеха крепкому браку
В тот период, когда Эдуард и Алена Исаковы из Югры познакомились, оба были сосредоточены исключительно на работе. Чемпион мира по силовому троеборью усиленно тренировался, а параллельно готовил к изданию книгу. Алена только что начала работать в городской газете Югорска и стремилась сделать карьеру.
«Мы познакомились в редакции газеты в городе Югорске. Со своими новыми коллегами мы пошли на обед, а в дверях встретили высокого, красивого, статного мужчину. Он спросил у одной из девушек: «А где Света?». Она ему ответила: «У себя». А я подумала: «Повезло же какой-то Свете», - с улыбкой вспоминает Алена.
Но уже через полчаса впечатленный красавец позвонил ей по рабочему телефону и предложил подвезти на машине.
Алена признается, что планировала выйти замуж лет в 30, не раньше. Девушка хотела уехать в Германию для получения второго высшего образования, а пока преподавала сразу в двух университетах. Но судьба распорядилась совсем иначе, и сейчас Алена уверена - самым наилучшим образом.
Недели через три Эдуард заговорил о свадьбе. Через месяц они подали заявление в ЗАГС.
«Наши отношения развивались стремительно. И мы не видели причину ждать. Мы хотели быть всегда вместе. День нашей свадьбы был для меня как сказка. Я не верила, что можно так сильно любить, что можно быть такой счастливой», - говорит Алена.
Стереотип десятый. Любовная лодка разбилась ...о финансовые трудности
Супруги Валяевы в начале своей супружеской жизни пережили настоящий крах. Алексей попытался заняться бизнесом, но оказался по уши в долгах, причем деньги занимал в том числе у криминала. В результате молодая семья была выселена на улицу.
«Моя жизнь рухнула, семья на грани развала, маленькому сыну нездоровится, работы нет, родственники в шоке и не поддерживают меня... Вспоминаю себя в нашей квартире в Иркутске, где я лежу на полу среди собранных коробок с вещами и плачу...» - вспоминает мужчина с содроганием.
«Это было нереально тяжело, - вспоминает Ольга. - Жили на детское пособие в 1650 рублей и помощь родителей. Квартиру потеряли, съехали в съёмную. Сейчас я понимаю, что тогда мужу нисколько не помогала. Наоборот, своим неверием в него лишала его возможности решить проблемы».
В итоге супруги решились на отчаянный шаг - начать все сначала в другом городе и с копейками в кармане переехали в Санкт-Петербург. Алексей занялся раскруткой сайтов. И однажды в голову пришла идея совмещать работу с путешествиями- за год Валяевы намерены объездить 45 стран.
«За эти 1,5 года мы поняли очень многое, - делится Ольга. - Например, что материальная составляющая жизни очень переоценена в современном мире. Человек чувствует себя несчастным без квартиры, машины, модных вещей. Сегодня у нас нет дома, а немногочисленные вещи дожидаются нас в гараже в Санкт-Петербурге. Но для меня теперь достойная жизнь - это не наличие жилья и трех машин, а возможность заботиться о семье, набираться нового опыта и впечатлений…»