Примерное время чтения: 8 минут
131

Бархатное кино

От Молдовы до самых до окраин

Анапа опять стала южной киностолицей. На открытии фестиваля руководитель администрации президента России, председатель Оргкомитета «Киношока» Сергей Нарышкин подчеркнул, что «фестиваль «Киношок» – это один из самых авторитетных киноконкурсов на постсоветском пространстве. Он объединяет тех, кто своими талантами обогащает наше общее культурное пространство». Кстати, в отличие от сочинского «Кинотавра», более динамичного и пафосного, «Киношок» более демократичный, домашний, с посиделками до утра именитых режиссеров и начинающих сценаристов, телевизионщиков и критиков, дерущих глотки на вечерних разборах полетов, именуемых пресс-конференциями. Тут кино с утра до вечера, разное кино, много кино…

Кино, которое нигде не увидишь: потому что СНГ есть, а посмотреть фильм из Молдовы сложнее, чем голливудскую новинку… В Москве Анжелину Джоли проще застать, чем прибалтийскую актрису…

В этот раз звезд было мало, зрители с мыльницами на подступах к красной ковровой дорожке крутили головами в поисках знакомых лиц, которых было раз два и обчелся. Звезд было мало, а фильмов хороших много.

Геополитически основной конкурс XIX «Киношока» был безупречен. Из пятнадцати бывших советских республик в нем представлены двенадцать (отсутствовали Грузия, Латвия и Туркменистан). От Узбекистана был представлен «Постскриптум» Елкина Туйчиева; от Казахстана – «Дорогие мои дети» Жанны Исабаевой. Литовское кино показало «Евразийца» Шарунаса Бартаса и «Омут» Гитиса Лукшаса; таджикское – «Истинный полдень» Носира Саидова; азербайджанское – «Куклы» Чингиза Расулзаде; белорусское – «Масакра» Андрея Кудиненко; армянское – «Не смотри в зеркало» Сурена Бабаяна; российское – «Овсянки» Алексея Федорченко и «Элизиум» Андрея Эшпая; киргизское – «Светаке» Актана Арыма Кубата; эстонское – «Снежная королева» Марко Раата; украинское – «Счастье мое» Сергея Лозницы. Был в конкурсе даже такой редкий гость, как Молдова (в копродукции с Румынией) – «Свадьба в Бессарабии» Напа Тодера. И это интересно. Разные по стилю и национальному колориту, но все, безусловно, талантливые. Литовская сдержанностью и шумное раздолье молдаван; доброта щедрых казахов и чисто русская меланхолия, не проходящая никак с чеховских времен – все это присутствовало в этих фильмах …

«Бульба – хорроР» на анапских берегах

Особо была отмечена Белорусь. Специальная программа XIX Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии посвящена белорусскому кино. Чтобы представить цикл показов «В фокусе – Беларусь» на «Киношок» в Анапу приехала самая многочисленная делегация. Многие за свой счет, потому что, оказывается, в этой стране так дружно берегут бюджетные деньги, что оплачивают только командировку сроком в 3 дня… То, что длится больше, уже за свой счет… Даже если ты представляешь свою страну за рубежом… Вот такая вот бережливость…

Тем не менее, в Анапе была большая делегация и много фильмов. За работу режиссера Дмитрия Лося «Трамвай в Париж» все дружно болели на зрительском конкурсе «ТВ-шок», ночью аплодировали лучшим белорусским анимационным фильмам, а в главном конкурсе полнометражных фильмов пытались определить, в каком жанре создана картина Андрея Кудиненко «Масакра». Сам режиссер (название в переводе означает «кровавая бойня», «кровопролитное убийство») утверждал, что изобрел новый вид комических ужасов «бульба-хоррор». «У кого есть юмор, тот поймет», – на всякий случай пояснял Андрей Кудиненко.

Ну а что вы хотели? Вы же на «Киношоке»... На пресс– конференции руководитель департамента кинематографии министерства культуры Беларуси Андрей Бычков рассказал, что сумма господдержки кино в Беларуси сейчас доходит до десяти миллионов долларов в год. «Но мы доживаем последние так называемые социалистические месяцы, когда кинопроизводство стопроцентно финансируется государством», – посетовал он. Однако более оптимистичны были молодые белорусские режиссеры: «Нам можно делать все. И развивать национальные жанры, и придумывать что-то свое». Вот так, и Батька им, оказывается, не помеха..

Прибалтийское нашествие

Однако, несмотря на разнообразие, настоящими победителями стали прибалты. В этом самом конкурсе короткометражек, а также в секции «Неформат» опять победили балтийские кинематографисты. Оба из Эстонии и оба с документальными фильмами, посвященными кино и телевидению. Трогательная история Манфреда Вайнокиви о забытых всеми режиссерах называется «Веселые старые пердуны», это своего рода напоминание о том, что все бренно…Убеленные сединами и некогда именитые кинематографисты вспоминают былое, подчеркивая при этом, у одного 5 строчек в энциклопедии, у другого 15. Другой фильм – расследование на тему отношений советского и западного телевидения Яака Килми — «Диско и атомная война».

Жюри игрового конкурса также не оставило Эстонию без награды. Актриса Хелен Мерзин получила приз «За лучшую женскую роль» — за работу в картине «Снежная королева». Я бы дала ей орден Мужества. На протяжении всей ленты ее героиня живет доме из настоящего льда, который якобы должен помочь победить ей болезнь… Сниматься в этом холоде актрисе приходилось по несколько часов в день.

«А было очень холодно, – рассказывает говорит актриса, – минус 17…»

То, что главный приз — «Золотая лоза» — уедет в Литву и достанется Шарунасу Бартасу за картину «Евразиец», казалось настолько бесспорной наградой, что последние дни «Киношока» лишились главной фестивальной интриги. Вот прямо сразу же после того, как где-то в середине пути «Киношока» показали фильм и линия видимого киногоризонта отодвинулась куда-то далеко-далеко... Зал был полон, и смотрел фильм на одном дыхании. «Евразиец» — своего рода литовский боевик, выстроенный как экзистенциальная драма бывшего наркоторговца, который сделал попытку вернуться к нормальной жизни, а оказался за порогом смерти…. Тема не нова, но сделано все так, что оторваться не можешь. Вот что такое магия настоящего кино.

Бартас был любимчиком «Киношока». Кстати, в этом фильме он был в разных лицах – режиссер, автор сценария, оператор, а заодно исполнитель главной роли. О нем и его картинах последнее время говорят с очень большим придыханием. Шарунас Бартас в 89-м году создал в Вильнюсе первую независимую киностудию «Кинема», в 90-м дебютировал как режиссер. Кажется, награды к нему притягивались, как намагниченные, хотя угодливых телодвижений по данному поводу Бартас никогда не совершал — сложно назвать более независимого, закрытого и харизматичного режиссера.

Таким образом, повторяется история 2007 и 2008 годов, когда все главные награды «Киношока» отправлялись в Прибалтику. Россия, впрочем, тоже не осталась без наград. Фильм «Овсянки» Алексея Федорченко получил награду за лучшую режиссуру, а за лучшую операторскую работу приз достался Сергею Юриздицкому за ленту «Элизиум» режиссера Андрея Эшпая .

Жителям и гостям Анапы повезло, как всегда: они встречались с любимыми кинематографистами, смотрели бесплатно лучшие фильмы на площади. А сколько фоток было сделано, не счесть! Некоторые даже приходили с альбомами, в которых собрана история «Киношока». А в станице Гостагаевской могли даже вместе затянуть казачью песню и выпить на брудершафт….

Итак, фестиваль окончен. Где же еще в России можно будет увидеть кино, снятое на бывшем едином пространстве?...Остается только жалеть о том, что фильмы «Киношока», скорее всего, в российском прокате не появятся, пока не будет выстроен обещанный Никитой Михалковым Центр отечественного кино, в котором он обещал выделить целый отдельный зал для кино постсоветского пространства. Об этом глава Союза кинематографистов России заявил в Анапе, куда он приехал со своим фильмом. А он, по-моему, умеет добиваться своих целей…

«Отсутствие идей – мировая проблема кинематографа, – посетовал утомленный солнцем Михалков. – Мы отбили у народа желание смотреть наше кино. Мы нашими фильмами разрушаем сознание зрителя. И созидательная сила национальных кинематографий, к сожалению, утрачена», – отметил мэтр. Впрочем, судя по «Киношоку», этого не скажешь. Идей было предостаточно, как и фильмов, над которыми хочется долго размышлять и которые долго еще будут жить в твоем сердце…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах