Романтичные поэты, строгие литературоведы, любопытные журналисты и просто давние поклонники пришли на встречу с Евгением Евтушенко в Краснодаре.
Выдышать и довыстрадать
Среди поклонников поэта его кубанский однофамилец – Святослав Евтушенко. Он знает почти все стихи Евгения Александровича, принес на встречу книгу с надеждой взять автограф.
Евгения Евтушенко пришлось ждать полтора часа: его машина попала в пробку. Чтобы скоротать время, Святослав Евтушенко предлагает собравшимся почитать стихи – читают и свои, и Евтушенко, и Есенина, и даже Маяковского.
Прибывшего на встречу Евгения Евтушенко встречают бурными аплодисментами. Краснодарский поэт Иван Фиалковский немедленно берет инициативу в свои руки и готовится декламировать:
«Это стихотворение о праздновании победы в 2020 году. Так скажем, фантазия-2020».
Евгений Евтушенко не щадит молодого поэта:
«Иван, вы не обижайтесь! Но у меня сложилось такое ощущение, что Вы не прочувствовали свое стихотворение. Стих может быть не додуман, но прочувствован – чувства могут компенсировать мысль. Но когда стих не додуман и не прочувствован – это плохо».
Евтушенко считает, что любое стихотворение должно быть «выдышано», а не рукотворно.
«Есть такая замечательная строчка у Владимира Гнеушева, она коротка, но сколько в ней чувств, как много в ней одной сказано: «Мы не актеры, мы – шаги за сценой». А вспомните несколько противоречивого, но талантливого Юрия Кузнецова: «Отец! – кричу. – Ты не принес нам счастье! Мать в ужасе мне затыкает рот». Это эмоции! Это чувства! Страшная правда в стихотворении. И ничего красивого в правде нет, но она выстраданная. А вы не довыстрадали, вы не первый об этом сказали, понимаете».
Евтушенко говорит о том, что необходимо в своем творчестве сказать о чем-то первым или увидеть по-иному уже что-либо известное.
«Все мы знаем стихотворение Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Поэтесса Мария Авакумова же дописала пятую строку так: «Но сколько можно только верить?» И обогатила стихи, вложила в это дух своего времени, правду своего поколения, поспорила с великим философом Тютчевым».
Жаркий спор
Евгений Евтушенко приводит в пример творчество Александра Солженицына, однако один из гостей не может согласиться с поэтом:
«Он описыватель, но никак не писатель!» – заявляет он.
«Как же? А вспомните «Матренин двор». Это рассказ великой художественной силы», – говорит Евтушенко, защищая любимого автора.
От творчества Солженицына оппоненты переходят к христианству и национальности Иисуса.
«Мы пришли сюда поговорить о поэзии, зачем провокации?» – недоумевают гости и одергивают несогласного с поэтом.
Затем стихотворение читает Людмила Мурашова. О ее творении Евтушенко много не говорит, отмечая только, что нельзя рифмовать «память» и «памятник».
«Что за рифма-то такая? Это все равно, что рифмовать ботинки и полуботинки».
Поэт подчеркивает, что в любом стихотворении должна быть не только эмоциональная и смысловая нагрузка, но и точно подобранные слова – никаких случайностей.
«Глядим на снег прилежными глазами» сказал как-то Пушкин. Но ведь это слово «прилежными» так сюда ложится. Никакое другое не подошло бы».
Не хватило времени
Послушать всех собравшихся поэту так и не удалось. Через полчаса организаторы заторопились:
«Нас ждут в концертном зале! Полный зал! У нас нет времени!»
«Но можно еще одно стихотворение?»
«А можно автограф?»
«А можно сфотографироваться?»
«А какие у Вас творческие планы?» – посыпались вопросы и просьбы от гостей.
Но организаторы непреклонны: «Все после концерта!»
«Может, Вы с нами на сайте своем пообщаетесь?» – спрашивает одна из поэтесс.
«Сайт… нет. Там не чувствуешь людей, не видишь их. Лучше лично общаться», – отвечает поэт и встает из-за стола.
Уходя он шепчет мужчине, что спорил с ним о Солженицыне и Христе:
«А Вы умеете держать удар! Хвалю, но и я себя в обиду не дам!»
Уже в коридоре я ловлю выступившую перед Евтушенко Людмилу Мурашову, спрашиваю, как она относится к критике в свой адрес:
«Да Евгений Евтушенко лишь поправил мою рифму. Не знаю, что бы я почувствовала, если бы он сделал мне такие замечания, как Ивану. Поэты встречаются с разной критикой, у каждого непохожие мнения могут быть по поводу одного произведения, вплоть до противоположных. Но я всегда прислушиваюсь, если вижу полезность критики, как в этом случае. Я так рада встречи, такая уютная творческая атмосфера сложилась, когда мы стихи читали», – улыбается поэтесса Людмила Мурашова.
Ее подруга поэтесса Светлана Гончаренко добавляет печально:
«Но все же встреча получилась скомканная. Долго ее ждала. Я живу тем же, чем и Евгений Евтушенко. Наши мысли и сердца созвучны. Действительно, все поэты похожи. В них есть и сострадание, и стремление объять человечество… Мне нравится Евтушенко тем, что в нем есть стержень, который позволяет оставаться ему самим собой, необыкновенным, уникальным. Мне важно было услышать то, что он сказал о точности слов, о возможности работать над собой, о проживании, о страдании – и главное, что из его уст».