Гастрольный тур театра продлится всего 5 дней и охватит только два города России - Краснодар и Ростов-на-Дону. Здесь Донбасс Оперу еще никогда не видели. Но для донецких артистов, которые в 2014 году вдруг стали невыездными, эта поездка - особенная.
Название «Донбасс Опера» с некоторых пор стало брендом прославленного коллектива, позволив сократить прежнее труднозапоминающееся - Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Соловьяненко. Самому же театру в нынешнем сезоне исполняется 85 лет. На его сцене в свое время выступали Клавдия Шульженко, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Ольга Лепешинская. В репертуаре - более 300 постановок в самых разных жанрах: не только оперы и балеты, но и оперетты, детские музыкальные сказки. Прежде артисты гастролировали по всему миру - от Европы до Японии и США. Все изменилось три года назад, когда на Донбасс пришла война.
Сотрудники театра рассказали «АиФ-Юг», как выживала Донбасс Опера в дни самых тяжких боев, как удается заполнять кадровые прорехи, зачем жители Донецка ходят в театр и почему труппа была удивлена, увидев масштабные гуляния в Краснодаре в День города кубанской столицы.
Актерский подвиг
Несколько лет назад Министерство культуры РФ учредило Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, который, помимо множества возложенных на него программ, занимается организацией гастролей в нашей стране русских театров ближнего зарубежья. В их числе - труппы из Тбилиси, Еревана, Минска, ДНР и ЛНР. В этом году приглашение получила Донбасс Опера.
Даже человеку, не работавшему в сфере гастрольной деятельности, понятно, что привезти актеров с костюмами и многотонными декорациями (не говоря уже о техническом персонале) - задача и трудоемкая, и весьма дорогостоящая. Тем не менее в Краснодаре встретили 150 сотрудников Донбасс Оперы, а также монументальные декорации для их спектакля.
Кстати, о самом спектакле. Донецкий театр активно сотрудничал с коллегами из Италии, поэтому произведения Джузеппе Верди и других итальянских драматургов здесь ставили часто, помогали приезжие профессионалы. «Бал-маскарад» должен был режиссировать Итало Нунциато, но лишь только он взялся за работу над оперой, как на Украине начался политический кризис. Очень скоро итальянскому специалисту пришлось отправиться домой. Стали думать, кем его заменить, и выбор пал на Юрия Лаптева, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, ведущего солиста и режиссера Мариинского театра. К слову, главный режиссер Донбасс Оперы Оксана Антоненко - его ученица.
Юрий Лаптев не отказался и приехал. Спектакль поставили в рекордные сроки.
«Сказать, что я совсем не волновался, когда ехал в Донецк, - сказать неправду, - говорит режиссер. - Но я знал, что делаю. Я сам родом из Ленинграда, который в Великую Отечественную войну находился в оккупации, и у меня между тем событием и нынешней ситуацией в Донбассе возникают четкие параллели. Я считаю, что актерский труд в данном случае подвиг не меньше подвига ратного! Остались те, кто, зная все риски, продолжает дарить людям радость и возможность ощутить, что, кроме окопов, есть еще нормальная, мирная жизнь!»
Юрий Константинович отметил, что работать с донецкими актерами ему было очень легко, потому что все были объединены одной целью.
К обстрелам привыкли
О том, чем грозят сотрудникам Донбасс Оперы выступления под обстрелами, рассказал генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств Украины Евгений Денисенко.
«Наш театр ни на один день не закрывался. Хотя приходилось выступать под свист снарядов. Но прерывали спектакль только один раз, и то потому, что зрители стали волноваться. Мы, донбассцы, как это ни плохо, но уже привыкли к обстрелам и стали мало обращать на них внимания. В наш краеведческий музей попало, например, 15 снарядов, в школу, где работает моя жена, четыре, - вспоминает он. - Тем не менее в прошлом театральном сезоне наш театр представил четыре премьерных спектакля: кроме «Бала-маскарада», «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Лебединое озеро» Чайковского» и сказку «Стойкий оловянный солдатик». На этот сезон график премьер тоже уже расписан».
Донбасс Опера тоже пострадала: под обстрелами сгорел склад с твердыми декорациями. Часть из них удалось восстановить, но многие утеряны полностью, а на реконструкцию требуются деньги, которых нет.
Большие проблемы возникли и с кадрами: многие жители Донецка бежали из-под бомбежек, спасая свою жизнь. В тот период труппа театра, в которой по штату должно быть более полутысячи человек, уменьшилась вдвое. Остались совсем без дирижеров. Поэтому пришлось оставшимся осваивать новые специальности, а на освободившиеся места набирать молодых. И сейчас в театре совершенно нормальна ситуация, когда один день солист поет на сцене, а на второй, на следующем спектакле, берет в руки дирижерскую палочку.
Театралы и комендантский час
Еще одна проблема - финансы. У многих жителей ДНР с деньгами туго, но искусством никого обделять нельзя. Поэтому, как вспоминает солист Донбасс Оперы, лауреат международных конкурсов Владислав Лысак, театр не раз давал бесплатные благотворительные спектакли и даже нанимал автобусы, что привезти зрителей из удаленных районов Донецка, а после представления доставить их домой.
«Здесь, в Краснодаре, мы начинаем спектакль в 19.00, а в Донецке - в 16.00. У нас же комендантский час действует, а транспорт вечерами почти перестает ходить, поэтому добраться домой после представления - тоже проблема, - говорит главный режиссер Оксана Антоненко. - Все артисты так удивились, когда, приехав к вам поздно вечером, обнаружили на улицах толпы празднующих людей. Оказывается, в Краснодаре был День города. В Донецке уже давно столько людей на улицах не собирается».
А осенью 2014 года, когда волнения на Украине только начинались, Оксана сдавала сессию в ГИТИСе.
«Телевизор смотреть было страшно, старалась загрузить себя учебой максимально. В тот момент я не знала, что с моей семьей, живы ли они. Хорошо, хоть у меня родные на территории ДНР, а у многих знакомых семьи война разделила. Никому не могу пожелать того ужаса, который мне пришлось пережить», - говорит она.
В первый Новый год (2014/2015), вспоминает Оксана, на традиционных утренниках детей почти не было. Да и весь город как будто вымер.
Владислав Лысак тоже временно уезжал из Донбасса, благо, у него действует контракт с испанской оперой. Но поработал какое-то время на чужбине и решил вернуться насовсем.
«Это моя Родина, она мне дала очень многое, - поясняет он свое решение. - К тому же, я вижу, что ситуация начинает меняться к лучшему, люди возвращаются домой, зрителей у нас стало больше».