Уже без малого 43 года Татьяна Водопьянова служит в любимом театре, сыграла более ста ролей, является членом Союза театральных деятелей Кубани. Коллеги говорят, что она всегда поддержит, скажет доброе слово, даст хороший совет. Сценическое обаяние, незаурядный темперамент, природная органика – главные черты актерского дарования Водопьяновой. О своем пути на сцену Татьяна Григорьевна рассказала в интервью накануне юбилея.
«В родной станице все поют»
Екатерина Пономарева, «АиФ-Юг»: Татьяна Григорьевна, вы сделали первый шаг к профессии в 14 лет. Что Вас вдохновило стать актрисой?
Татьяна Водопьянова: Желание и стремление петь, танцевать было с детства. Все время слушала по радио песенные программы, радиоспектакли. В моей родной станице Павловской была особенная атмосфера: знаете, когда собираются родственники, соседи в станице, будь то строительство дома или какой-либо другой повод, – все поют. Я вслушивалась, пропускала через себя, хотелось подпеть.
Самым главным человеком, который помог принять решение, стала Лидия Алексеевна Бургат, учитель литературы. Она организовала в школе драматический кружок, в котором я пропадала: конкурсы, смотры, праздники. Даже выходила на сцену в Павловском народном театре (первый из сельских драматических коллективов страны, заслуживших это высокое звание). Конечно, после окончания школы, я даже не сомневалась, что стану актрисой. Но в семье не было денег, чтобы куда-либо меня отправить учиться. Опять пришла помощь совершенно неожиданно. Начальник управления культуры станицы Павловской Елена Хрисанфовна Гаген нашла средства, чтобы оплатить мне учебу на актерских курсах при Краснодарском театре драмы.
- Легко было учиться?
- По-разному. Я ведь еще тот экспонат была: маленькая девчонка с косичкой и «гэкает». Михаил Алексеевич Куликовский всегда следил за правильной речью актеров, и педагоги на курсах делали очень сильный акцент на этом. Представляете, я учусь правильно говорить, приезжаю в станицу, а надо мной смеются – «Шо ты строишь из себя!»
- Получается, вы были знакомы с Михаиом Куликовским еще со времени учебы?
- Я наблюдала за его работами, даже выходила в массовках на сцену. Но после учебы остаться в театре не получилось – не было мест. Педагог по мастерству актера Лидия Владимировна Воробьева сказала: «Надо Вам, деточка, начинать с провинции», написала письмо в Камышинский театр Павлу Васильевичу Джапаридзе, и меня взяли. Так, почти 8 лет я проработала в других театрах, постепенно набирала мастерство. Работала в Фергане, с режиссером Гаврилом Даниловичем Абдуловым, это папа Александра Абдулова. Так в строгости всех держал, что даже сын его Саша, подходя к театру, шапку снимал.
Работала в Фергане, с режиссером Гаврилом Даниловичем Абдуловым, это папа Александра Абдулова. Так в строгости всех держал, что даже сын его Саша, подходя к театру, шапку снимал.
Случай в кафе
- А что привело обратно в Краснодар?
Началось все с Павловской, и там же решилась судьба! По-другому я не могу назвать то, что со мной произошло. Я много раз писала в Краснодарский театр, но ответ всегда был один – труппа укомплектована. Как-то летом гостила у родных в Павловской перед отлетом в Тюмень на работу, зашла случайно в кафе. За одним из столиков сидят режиссеры Михаил Алексеевич Куликовский, Михаил Владимирович Нагли, актер Алексей Михайлович Боздаренко и другие. Я поздоровалась, и меня узнали. А дальше – как в сказке, уже на следующий день Куликовский и Нагли меня прослушали, и я поехала в Краснодар.
- А как же Тюменский театр?
- Вот сколько прошло времени, но я до сих пор не могу поверить, как сложились звезды. Но что пришлось пережить! В Тюмени десять дней мне не отдавали обходной, главный режиссер Евгений Анатольевич Плавинский кричал, что я - предательница. Представьте, актриса, плотно занята в репертуаре и внезапно уходит. Но я стояла на своем, ведь это было исполнение мечты. Краснодарский театр драмы – мой театр, вырастивший меня, давший путь в профессию. Конечно, я была на седьмом небе от счастья.
«После того, шо побачила, и не страшно помирать»
- В этом году 110-летие со дня рождения замечательного актера Михаила Куликовского, расскажите о своей работе с ним?
- Это очень большой профессионал своего дела. И пусть простят меня другие режиссеры, но то, как он работал с актерами, дало очень много. Моя первая работа была с Михаилом Алексеевичем. Он сразу же ввел меня на роль Сюзанны в новую постановку «Безумный день, или женитьбы Фигаро». Сколько других актрис из труппы могли сыграть, но он сказал – дебют, и это не обсуждалось. С этой ролью я прошла огромную школу. Спасибо моим партнерам по сцене – Боре Заволокину, Феликсу Иванову.
В Тюмени десять дней мне не отдавали обходной, главный режиссер Евгений Анатольевич Плавинский кричал, что я - предательница. Представьте, актриса, плотно занята в репертуаре и внезапно уходит. Но я стояла на своем, ведь это было исполнение мечты.
Моя мамочка была на моем первом спектакле, потом нас вместе пригласили на сбор коллектива по случаю премьеры. И первое слово Куликовский дал именно ей. Мама растерялась, но встала и сказала: «Ну шо я могу казать. После того, шо побачила, и не страшно помирать». Вот какой высокой культуры был Михаил Алексеевич, проявил уважение к моей маме и как к старшему человеку, и как к зрителю.
- А как он работал с актерами, может особенные приемы, методы были?
- Каждого актера он видел, чувствовал, знал, на что тот способен. И подталкивал развиваться вне тех ролей, в которых мы были заняты. Понимал, кого можно поставить в паре. Так, совершенно неожиданно, он мне дал задание учиться у Идеи Макаревич и готовить роль Нади в спектакле «Любовь и голуби». На тот момент я даже по возрасту не тянула на мать троих детей. Я позволила прийти к нему и высказать сомнения. На что Михаил Алексеевич дал ответ: «Это ваше дело, деточка, учиться всему. Идите, смотрите, учитесь. Будет время – будем репетировать, проходить сцены».
Спектакль вышел, но неожиданно Идея заболела, и дальше мы стали успешно играть в очередь. Хотя изначально никто во мне Надю не видел, кроме Куликовского.
Он никогда не бросал труппу, даже если приходили предложения поставить спектакль в другом городе. Все силы отдавал нашему театру, поэтому коллектив был единой командой, настроенной на общее дело. Каждый вторник были планерки. Мы разбирали пьесы, смотрели работы, постоянно проводились мастер-классы, приезжали специалисты, критики из Москвы и других городов. И, уходя в отпуск, мы знали, над чем будем работать. То, что он дал лично мне для профессионального развития, – неоценимо.
- Оглядываясь назад, как вы оцениваете тот путь, который прошли?
- Я – счастливый человек. Моя мечта сбылась, у меня есть любимая работа, семья, внучка – мое солнышко. И огромная честь для меня то, что, выезжая в родную станицу Павловскую на гастроли, я могу дать отчет своим землякам, выступить перед ними. Я до сих пор безмерно благодарна всем, кто меня поддерживал, кто верил. Поэтому, да, я – счастливый человек!
- Что можете пожелать молодым актерам?
- Я постоянно работаю в спектаклях с молодым составом нашей труппы. Мне с ними интересно на сцене, хотя по способу проживания материала они уже другие, более пластичные что ли. И хочу пожелать молодым, чтобы не теряли время, ведь молодость быстро уходит, и надо получить от нее все, что можно!
Весь коллектив театра драмы поздравляет Татьяну Григорьевну с юбилеем, желаем новых ролей, продолжать радовать нас неиссякаемым оптимизмом и удивлять талантом!