Примерное время чтения: 6 минут
405

От императрицы до смешарика. Как делают ростовые куклы и маскарадные наряды

Наталья Давыдова по профессии работает более 30 лет, кроме прочего, она занимается изготовлением народных костюмов.
Наталья Давыдова по профессии работает более 30 лет, кроме прочего, она занимается изготовлением народных костюмов. / Наталья Давыдова / Из личного архива

Наталья Давыдова из Краснодара в своём ателье изготавливает невероятной красоты вещи: костюмы императриц, фрейлин, матрёшек и снежных королев, ростовые куклы для аниматоров. За двенадцать лет работы портниха ни разу не повторила ни одно своё произведение искусства. Она рассказала «АиФ-Юг» о процессе создания своих шедевров.

Тушка курицы размером с человека

Тяга к творчеству у Натальи Давыдовой возникла в детстве. Ещё девчонкой ей нравилось шить куклам платья. Родители заметили интерес дочки и привели её в Дом творчества. Занималась в разных кружках: шитьё, вязание, рукоделие. После школы пошла учиться в швейное училище, а потом поступила в университет на специальность «Технолог швейных изделий». Получив высшее образование, устроилась на швейную фабрику. За три года сделала хорошую карьеру от рядовой швеи до замдиректора предприятия. Но для фабрики настали тяжёлые времена, в 2006 году она закрылась.

«Оборудование распродали, мне вместо зарплаты достались несколько швейных машинок. Решила открыть ателье, - рассказывает Наталья Давыдова. - Начинала с ремонта одежды, потом перешла на индивидуальный пошив. Мне всегда нравилось заниматься творчеством, придумывать необычные вещи и воплощать в жизнь свои идеи. Приступила к карнавальным и маскарадным костюмам».

Чем больше Наталья нарабатывала опыта, тем больше становилось заказчиков, в том числе и постоянных. К ней стали обращаться творческие коллективы, которые, по её словам, и дали толчок её сегодняшнему детищу - ателье народных костюмов. Прежде чем приступить к созданию модели, Наталья изучала историю костюма. Иногда приходилось обращаться в музей и за помощью к этнографам.

«Изготавливаем, конечно, стилизованные наряды, а не аутентичные, - говорит Наталья. - Раньше ведь и материалы другие использовались, и было много ручной работы. Если повторить в точности, выйдет дорого. Поэтому шьём изделие, исходя из возможностей заказчика, но сохраняя главные особенности».

За 12 лет Наталья и её помощницы сшили тысячи костюмов разных народностей: татарские, казахские, русские, украинские, белорусские, армянские, осетинские, адыгейские, цыганские, казачьи. Наибольший спрос, конечно, на русские народные. Есть заказы от ивент-агентств, детских садов. Создают ростовые куклы для аниматоров. Например, делали Смешарика и Льва. Нередко бывают необычные заказы. Так, недавно сшили тушку курицы размером больше человеческого роста.

«С удовольствием берёмся за такие заказы. Я вообще очень люблю свою работу, и моя любовь в каждом костюме. Видеть, что получилось красиво, что клиент рад, - вот лучшая награда за труд, - говорит Наталья. - Есть ли сложности в работе? Непросто состыковывать разные ткани в одном изделии, например, шифон, парчу, сетку. Нужно хорошо знать, как ведёт себя каждая из них в процессе шитья, вплоть до того, какие иголки подбирать. Портным, как и врачом, например, не каждый может быть».

Для Натальи это настоящее призвание. Создавать сценические костюмы могут только творческие люди. Но, помимо полёта фантазии, нужна тонкая, кропотливая работа. Мастерицы пришивают на костюмы десятки метров тесьмы, декорируют изделие жемчугом, расшивают камнями, делают головные уборы. Как и в любой профессии, здесь есть фанаты своего дела.

Что касается заработка, то он зависит от квалификации портного, его скорости работы, опыта, умения работать с разными тканями, оборудованием, готовности выполнять сложные элементы. Наталья вспоминает слова своего педагога: «Если умеешь шить, у тебя всегда будет кусок хлеба с маслом, а может, даже и с икрой».

В профессии - дефицит

Когда портнихи получают заказ на пошив нарядов для коллектива, сначала изготавливают пробную единицу. Проводят своего рода тест-драйв. Например, танцор надевает его, выполняет движения. Если есть замечания, портные их устраняют и на выпуск отправляют идеальный вариант. Если сроки ограничены, делят работу по операциям. Кто-то делает кокошник, другой пристрачивает тесьму. Когда время позволяет, каждый отшивает изделие от начала до конца. Признаётся, что недовольных заказчиков не бывает.

«К сожалению, портных сейчас дефицит, - говорит Наталья. - Мне требовался специалист, обратилась в профессиональное училище. Попросилась присутствовать на защите дипломов и выбрать там себе потенциального сотрудника. Директор ответил, что уже несколько лет на эту специальность вообще нет набора. На объявления о вакансии тоже откликов мало. Швеи есть, а вот портных крайне мало. Портной шьёт изделие от начала до конца. Универсал может и раскроить его. Да, сейчас большинство людей предпочитают покупать вещи в магазине, тем более выбор огромный. Китайского завезли очень много. Тем не менее отечественная швейная промышленность возрождается, нужны квалифицированные кадры».

Хорошие портные, считает Наталья, не покупают одежду в магазинах, они создают вещи своими руками.

«Люблю свою работу и живу ею, - говорит портниха. - Ценю за неповторимость и эксклюзивность. Коллективы, для которых шьём наряды, побеждают на всевозможных фестивалях, становятся лауреатами различных конкурсов, выигрывают гранты. Радуюсь за них, и мне вдвойне приятно, что тоже внесла свой маленький вклад в их победу».

Роботы вытесняют людей, заменяя их на рабочих местах. Вопреки расхожему мнению, Наталья Давыдова уверена: ручная работа всегда будет в цене и никакой искусственный интеллект не заменит идеи творческого человека.

Создавать сценические костюмы, которые должны быть всегда неповторимыми, способен только мастер, но не робот.

«Когда ещё трудилась на швейной фабрике, к нам на предприятие приезжала делегация из Польши. Коллеги очень удивились, что наши работницы вручную строчили боковые швы на джинсах, - объясняет Наталья. - Приехав на стажировку к полякам, увидела, что у них автоматизированный процесс производства, там эту операцию выполняли автоматы. Естественно, с роботами процесс изготовления изделия идёт быстрее. В пошиве, например, спецодежды они смогут заменить руки человека, но создавать сценические костюмы, которые должны быть всегда разными и неповторимыми, способен только мастер.

Вдохновение приходит, когда только вижу ткань. Сразу пред глазами встаёт готовый образ. Обычная бязь навевает мне русские мотивы, в голове появляются идеи. Бывает, иногда хореограф просит сначала посмотреть танец, а потом придумать наряд для артистов. Со сцены должно быть понятно, что ему хотят донести, о чём рассказать. Вместе с этим, исполнителю должно быть удобно и комфортно работать. Моя профессия даёт возможности не останавливаться на достигнутом, совершенствовать своё мастерство, развиваться. Постоянно учусь, осваиваю новую технологическую обработку, процессы раскроя. Изучаю историю народных костюмов. Кубань - многонациональный край, здесь это особенно актуально. Народная культура будет востребована всегда».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах