Киновед Григорий Гиберт рассказал «АиФ-Юг» о феномене якутского кино, о том, что такое современный российский кинематограф и почему в нём творческие задачи порой решает не режиссёр, а продюсер; почему кино и театр никогда не исчезнут и многом другом.
Якутский феномен
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Григорий Григорьевич, лет 30 назад по одному кадру можно было угадать, чей это фильм - советский, французский, итальянский. А нынешнее российское кино, на ваш взгляд, отличается от голливудского, индийского, французского и т.д.?
Григорий Гиберт: Ещё в двадцатые годы прошлого века режиссёр и теоретик кино Джон Грирсон призывал кинематографистов оставаться самими собой. Французы должны быть французами, немцы - немцами, русские - русскими. Всеобщая болезнь мирового кино - стремление быть похожими на американцев - пагубна, на мой взгляд. Потому что в любой ситуации кинематографисты должны отвечать, скажу высоким словом, чаяниям страны, в которой живут. А снимать, как американцы всё равно не получится - у них другой менталитет, другая культура.
Я только что приехал с кинофестиваля в Ессентуках «Серебряный источник», где посмотрел новые российские фильмы. За пять дней установил собственный рекорд - просидел в зале 36 часов 41 минуту. И мне это доставило радость - я увидел достаточное количество приличных фильмов, которые, на мой взгляд, будут пользоваться интересом у публики. Удивило ещё и то, что залы в курортном городе были переполнены.
- Вы сейчас говорите об артхаусе «не для всех» или фильмах, которые в скором времени могут появиться в кинотеатрах?
- Это популярное зрительское кино, не было никакого артхауса. В триллере «Непрощёный» показана история Виталия Калоева (роль играет Дмитрий Нагиев). Если помните, он убил диспетчера после авиакатастрофы, в которой погибла вся его семья. Замечательный фильм Кирилла Плетнёва «Жги» получил главный приз фестиваля. Многие критики недавно открыли для себя феномен якутского кино. И в Ессентуках был замечательный фильм Эдуарда Новикова «Царь-птица», получивший приз за лучшую режиссуру. Это действительно очень хорошее кино, хоть и совершенно национальное по духу - занимается проблемами республики, но делает это современно и поднимает вопросы, важные для всех: любовь, взаимоотношения людей, детей и родителей, обращение к корням.
Следующий шаг - зрители будут чувствовать запахи.
Действие в «Царь-птице» происходит в 30-е годы прошлого века, в дом старика и его жены зимой прилетает орёл - для якутов это вестник беды. Начинается притирка, а потом орёл входит в семью, живёт в доме, но местные комсомольцы убивают птицу. Тогда старики решают похоронить его как человека - рядом с могилой погибшего сыном. Кажется, проблема совершенно якутская, но все в зале досмотрели до конца - значит, тема взволновала. Позитив в нашем кино есть и, надеюсь, он будет продолжаться и дальше.
«Упал - вынесли, не меня - пошли дальше»
- Вы - профессионал, а у меня вопрос обычного зрителя - такое ощущение, что две линии -массовое и артхаусное кино - всё больше расходятся. Люди идут в кинотеатры на одни фильмы, премии на фестивалях дают другим…
- Это история развития всего мирового кинематографа. Первые фильмы братьев Люмьер были всего лишь констатацией факта - вспомните «Кормление ребёнка» или «Прибытие поезда». Уже в двадцатые годы кино стало разделяться на экспериментальное и жанровое: комедии, мелодрамы и т.д. С одной стороны, Луис Бюнуэль с «Андалузским псом», Сальвадор Дали и дадаисты. С другой - кино для зрителей. Одна линия исследует возможности кинематографа, другая занимается самым главным - рассказывает истории. И они так и идут параллельно, хотя порой массовый кинематограф берёт открытия экспериментального. Взять тот же «Аватар» - сюжет можно пересказать за три минуты, но длится он три часа - и всё это время мы наблюдаем за техническими возможностями кинематографа. А они такие сейчас, что уже позволяют звезду создать - взять, например, ноги Джулии Робертс, губы Мерлин Морно... Следующий шаг - зрители будут чувствовать запахи. Люди быстро ко всему привыкают - дойдёт и до того, что на афише будет висеть объявление, что герои прямо с экрана убьют несколько человек в зале. Упал - вынесли, не меня - пошли дальше. Это больше похоже на аттракцион, а, на мой взгляд, кино как искусство должно воздействовать на ситуацию, заставлять сопереживать.
- Кто сейчас определяет, что надо снимать - продюсеры, режиссёры или, может быть, зрители?
- На мой взгляд, ещё одна беда нашего кинематографа - это продюсерское кино. Когда продюсер решает всё, может даже отстранить режиссёра. Если за границей делают ставку на известного режиссёра, то рассчитывают, что фильм хотя бы попадёт на кинофестиваль и принесёт престиж. У нас раньше это прекрасно понимали. Вот все говорят: «Ах, бедный Андрей Тарковский». Но кому бы ещё, и в какой стране позволили бы полностью переснять фильм, как это произошло со «Сталкером», когда Тарковский разругался с оператором Георгием Рербергом? И коммунист - директор «Мосфильма» - дал деньги на пересъёмку. Какой бы продюсер сейчас сделал это? Да ни один! Тогда прекрасно понимали, что «Сталкер» не будет идти в наших кинотеатрах. Но какой это престиж для страны - показать миру, какое кино у нас есть! А нынешний продюсер думает только о деньгах - чаще всего это люди, которые к кино никакого отношения не имеют. Им всё равно где зарабатывать - лимонад продавать или кино снимать. Юрий Быков, режиссёр, которого я очень уважаю, начал снимать «Время первых», но продюсер его убрал - не понравилась концепция.
- Может, просто кино, которое долгое время считали важнейшим из искусств, сдаёт свои позиции? Всё-таки сейчас время других технологий, Интернета, гаджетов?
- Кино и театр не умрут - они могут только принять другие формы. Я не думаю, что наступит день, когда похоронят кинематограф - он будет развиваться, видоизменяться вместе с технологиями. Люди всегда будут думать, и, значит, воплощать свои мысли - на бумаге, на сцене, на плёнке, в цифре.
«Если пришёл смотреть «лабуду» - её тебе и покажут»
- Известные режиссёры Гильермо дель Торо, Вим Вендерс и Франсуа Трюффо начинали как кинокритики. У вас не было желания снять собственный фильм?
- Нет, никогда в жизни - прекрасно понимаю, что это совершенно другая профессия. Сыграть - да, хотя бы потому, что после восьмого класса поступил в театральное училище. Я снялся в небольшом эпизоде в сериале, ещё есть предложения. Да и в нынешнем продюсерском кино с моим характером я вряд ли смог что-нибудь сделать.
- Если сами не снимаете, может, сюжеты, как Пушкин Гоголю, подсказываете другим режиссёрам?
- Студентам могу сказать: «Ребята, есть такая история, как вы на это смотрите?». Но я могу только предложить, а не настаивать - решать только автору картины. Вообще я всегда радуюсь, когда наши студенты что-то делают и получают за это награды. Прошлогодний выпускник актёрского отделения снял короткометражку, я её посмотрел, сделал замечания, и он только что позвонил и сказал, что получил приз на фестивале во Франции.
Замечательная студентка Маша Дибижева, племянница режиссёра Сергея Дебижева, автора фильма «Два капитана-2», сняла дипломную работу «Сны Феллини», в которой соединила игровое и документальное кино, и попыталась разобраться, что же значат сны в фильмах Феллини. Костя Самсонов снял документальную работу, посвящённую краснодарскому заводу ЗИП.
- Понятно, что создавать списки величайших фильмов всех времён и народов трудно, а какой вы чаще всего пересматриваете?
- Я не раз говорил, что это «Не горюй» Георгия Данелии - экранизация знаменитой пьесы «Мой дядя Бенжамен». Я имел счастье общаться с Георгием Данелией, он мне дарил свои книги. К тому же его жена, Галина Юркова, снимала в Краснодаре фильм «Француз». Если говорить о мировом кинематографе - недавно посмотрел «Кинг-Конга» 1934 года и впечатлился. В год я смотрю более ста фильмов - и новых, и старых, сейчас пересмотрел сериал «Доктора Живаго» Александра Прошкина. Конечно, Федерико Феллини, Лукино Висконти. Люблю Вудди Аллена и студентам говорю: «Если вы с первой минуты не настроитесь на волну Аллена, он будет раздражать. Поймите, что он с самого начала стебается». Но несколько студентов всё равно терпеть его не могут. Для меня есть хорошее кино и просто кино - я смотрю его всегда открытыми глазами. Никогда не прихожу, как некоторые молодые критики, со словами: «Ой, сейчас будет лабуда». Если ты пришёл смотреть «лабуду» - её тебе и покажут.