Народный артист России Алексей Гуськов во время посещения Краснодара сделал сразу несколько откровенных признаний, раскрыл пару профессиональных секретов и рассказал корреспонденту «АиФ-Юг» о том, почему гордится тем, что он русский.
«Читатель ждет уж рифмы»
Встречу, проходившую в концертном зале Краснодарского государственного института культуры, Алексей Гуськов открыл стихами. Он прочел по памяти большой отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и озвучил некоторые соображения о его сюжете. Оказалось, что сейчас он готовит сценический проект по мотивам великого русского произведения и его задумку можно назвать по-своему уникальной. Но показательно то, что актер все-таки начал не с рассказа о собственном творчестве, а с признания в любви к русской культуре.
«Я обожаю Пушкина, это что-то невероятное, - говорит Алексей Гуськов. - Его можно бесконечно читать, слушать и по-своему интерпретировать, потому что он действительно гениален. Не зря говорят, что Пушкин это наше все. А мы действительно наследники великой культуры. Я горжусь тем, что имею к ней отношение и что я русский человек. Я служу в театре Вахтангова и недавно был на гастролях в Лондоне. Сейчас у России непростые отношения с Великобританией, но мы играли спектакли при полном аншлаге, а местные газеты ставили нам самые высокие оценки. Поэтому поверьте, что очень хорошо конвертируются не только нефть и лес из нашей страны, но и ее культура».
Примечательно, что эта тема получила развитие в его ответе на вопрос об отношении к скандальному заявлению Алексея Серебрякова. В одном из недавних интервью известный актер заявил, что считает национальной идеей России «силу, наглость и хамство».
Пусть меня называют хамом, наглецом, но не моих маму, деда или бабушку.
«Алексей мой коллега, мы с ним не раз работали, - продолжает Гуськов. - Алексей семьянин, у него приемные дети и он говорил, что уехал в Канаду потому, что здесь для них не созданы условия. У них была какая-то проблема, связанная с усыновлением. Алексей художник, который имеет право на свое мнение. Но я с его позицией не согласен, это оскорбительно. Ну, хорошо, пусть меня называют хамом и наглецом, пусть это будет применительно ко мне. Но это не применительно ни к моей бабушке, ни к моему деду, ни к моей маме, ни к Александру Сергеевичу Пушкину, ни к истории нашей страны».
Но Алексей Гуськов добавил, что считает скандал со своим коллегой раздутым и вообще попытался объяснить его слова особенностями тонкого творческого мировосприятия. Он напомнил, что в интервью шла речь об одном из новых фильмов Серебрякова, и ответ про национальную идею мог быть сказан как бы от лица его героя, к чему актера специально подвел журналист.
«Читатель ждет уж рифмы «розы», на, вот возьми ее скорей, - пояснил свою мысль актер. - Если вы будете спрашивать меня про фильм «Таежный роман», то через двадцать минут я буду говорить с вами с позиции того персонажа».
«Я артист темы»
Алексей Гуськов признался, что очень любит своего героя из «Таежного романа». Одна из причин может быть в том, что он сыграл там человека в форме. Отец будущего народного артиста России тоже был военным и даже родился Гуськов по месту его службы - в Польше. Хотя в первую очередь при выборе роли актер руководствуется не профессией персонажа.
«Я никогда не мечтал сыграть Гамлета, дядю Ваню или какого-то еще конкретного персонажа, - говорит Алексей Гуськов. - Мне абсолютно наплевать, как его зовут. Я понял, что я артист темы. Во всех моих успешных и максимально признанных людьми работах есть некая тема. Я за нее цепляюсь, и дальше мне невероятно нравится разрабатывать этот характер. Это не хорошо и не плохо, просто это моя особенность».
Актер проиллюстрировал свою мысль на примере. После участия в европейском фильме «Концерт» у него появились агенты, которые часто стали предлагать роли за рубежом. И вот несколько лет назад его пригласили сыграть Папу Римского Иоанна Павла II в итальянском фильме. Он посчитал, что не подходит для нее и сразу отказался. Но режиссер все же убедил Гуськова прочитать сценарий, и это дало эффект. Его тронул за душу и вдохновил эпизод, когда понтифик по секрету рассказывает своему тренеру по лыжам о том, что у него недавно нашли болезнь Паркинсона.
«Он говорит ему, что вот буквально года два, и я буду кабачок, ну просто никакой, - вспоминает актер. - Мое тело станет моей тюрьмой, но с головой все будет в порядке. И вот, мол, мне надо решить, что с этим делать. А потом Иоанн Павел II говорит тренеру, что все-таки останется на своем месте, потому что он должен, обязан. И тут я думаю: ух ты, вот это характер! Сколько за этим стоит. И это стало для меня решающим моментом, я согласился на роль».
А случались и такие предложения, о которых актер не может рассказывать без смеха.
«Однажды мне звонят и говорят: «Приезжайте, нужно сыграть Гогоберидзе», - вспоминает Алексей Гуськов. - Я отвечаю, что не могу, потому что это грузин, а они мне: «Да какая разница». Для них может и никакой, а для меня есть. Или вот еще пример с Люком Бессоном. Он дает мне текст и говорит: «Читай, это твой родной язык». А я смотрю и даже букв не могу разобрать. Оказывается, что этот герой албанец. Я говорю: «Мсье Бессон, но я не албанец, я русский». А он: «Ничего, главное, что ты не китаец».
«Онегин-блюз»
Также актер рассказал о своих текущих проектах и творческих планах. Он начал встречу со стихов Пушкина, поскольку в апреле состоится премьера необычного театрального проекта с его участием. Это будет спектакль «Онегин-блюз», который можно охарактеризовать как ироническую драму. Его особенность в том, что известная всем история будет подана с необычной стороны, да еще и под музыку. В постановке участвует профессиональная балерина и задействован известный джазист Игорь Бутман.
Недавно Алексей Гуськов снялся в картине под названием «Вечная жизнь Александра Христофорова». Эта приключенческая трагикомедия начинается со сна главного героя о том, что он умер и к нему никто не пришел на панихиду - ни родные, ни друзья. Остальные события фильма актер раскрывать не стал, но признался, что приехал в Краснодар как раз в связи с подготовкой к его премьере этой весной.
«Скажу вам по секрету, что серьезные кинематографисты всегда проверяют свои фильмы в ЮФО, потому что здесь у вас есть замечательная киносеть, - продолжает Алексей Гуськов. - Перед выходом очень важно понять, в какой обертке подать картину, как спозиционировать, чтобы зритель захотел потратить на ее просмотр полтора часа своей уникальной, единственной и неповторимой жизни. Когда мы видим афишу или смотрим ролик, то всегда решаем: пойду, не пойду».
Скоро в Санкт-Петербурге начнутся съемки семейной комедии «Элефант», в которой он занят одновременно как актер и продюсер. Это история о детском писателе, который терпеть не может детей, но вынужден продолжать работу над серией своих книг о добром слоне. Там же в Северной столице Гуськов примет участие в большом телевизионном проекте на тему блокады Ленинграда. Ее сюжет разворачивается вокруг подготовки к исполнению Седьмой симфонии Шостаковича по приказу Сталина 9 августа 1942 года. Актер говорит, что «заболел классической музыкой» после сьемок в фильме «Концерт», где он сыграл дирижера. Также Алексей Гуськов рассказал, что близок к воплощению своей давней мечты об экранизации романа Достоевского «Подросток». Судя по его словам, это будет целый мини-сериал, который должен выйти на телеканале «Россия».
Тоска по совершенству
В ходе общения с коллективом института культуры Алексею Гуськову пришлось ответить на множество вопросов, касающихся его личной и творческой жизни. При этом он часто пускался в философские размышления и делился такими мыслями, которые будут интересны практически любому человеку.
«Нужно понимать, что наша профессия сродни всякой другой, - говорит Алексей Гуськов. - Можно привести простое сравнение с артистами цирка. Если они не будут каждый день прыгать, то потом разобьются при выступлении. Как сказал Пастернак, душа обязана трудиться. Наша работа - это ежедневный труд, связанный с наблюдениями, размышлениями. Это поиск некой самосности. И когда происходит накопление, ты вдруг понимаешь, что тебе есть что сказать. Если идея выстрадана и действительно необходима самому художнику, то всегда найдутся средства ее воплотить. Сила убеждения так велика, что появятся и соратники. Это я точно знаю по своему опыту. И тогда может прийти такой успех, как, например, у картины «Движение вверх», которого никто не ожидал».
По его мнению, у артиста должна быть постоянная тоска по совершенству. А один из верных способов становиться лучше, это окружать себя интересными и талантливыми людьми.
«Никогда не бойтесь чужого таланта, - советует актер. - Рядом обязательно должен быть человек, который делает что-то лучше тебя. Если слабый всегда потянет вас вниз, то сильный и талантливый будет чуть подхлестывать и тащить вверх. А в работе всегда дерзайте, пробуйте и ничего не бойтесь. Один из трех моих детей тоже стал актером, и он иногда спрашивает, браться ли ему за то, за это. А я всегда рекомендую делать то, что предлагается, раз уж нет ничего интереснее. Вообще, жизнь это умение терпеть. Часто человек чего-то хочет прямо сейчас, а у него не получается. И тогда все: плюнул, повесился, застрелился. Надо просто учиться слышать жизнь. Она обязательно что-то предлагает на сегодняшний день, всегда».
А еще он считает, что нужно постоянно настраивать себя на позитив.
«С годами я стал иначе смотреть на жизнь и сегодня я такой солнечный оптимист, - говорит Алексей Гуськов. - Я просто приучаю себя к этому. Можете сами провести эксперимент. Вставайте три дня подряд и смотрите по часу только вниз. Вы возненавидите окружающих, себя, всю жизнь. А потом попробуйте вставать и первые минут двадцать ходить, смотря на небо, даже если оно облачное. Поверьте, что так будет намного легче и веселее».