Примерное время чтения: 8 минут
330

С зелёными волосами и в смокингах. Как театр объединяет поколения?

«АиФ-Юг» № 50 15/12/2021
Константин Солдатов / Из личного архива

Новый год - событие, которое делает театр ближе. Семьи, даже если обычно они на спектакли не ходят, в зимние праздники берут билеты для своих детей. О том, как театр может объединить молодёжь и старшее поколение, богатых и бедных, «АиФ-Юг» рассказал режиссёр Константин Солдатов. Премьера его спектакля «Ромео и Джульетта» состоится 17 декабря в Краснодарском театре драмы.

Срез города

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Как появилась идея постановки пьесы «Ромео и Джульетта» в Краснодаре именно сейчас?

Константин Солдатов: От театра драмы поступило предложение поставить спектакль на большой сцене. С руководством и творческим коллективом перебирали пьесы и сошлись на том, что надо взять известное произведение и представить в необычном ключе, ведь сегодня театр набирает курс в сторону молодёжной аудитории. В итоге остановились на Уильяме Шекспире - великом авторе. А перевод «Ромео и Джульетта» Бориса Пастернака - на уровне с оригиналом. В процессе работы решил, что действие будет происходить в стереозвучании - когда во всём есть двойственность. Во всём мире и в каждом человеке присутствуют два начала: доброе и злое, скучное и весёлое, прогрессивное и консервативное. В нашем спектакле такой дуализм возведён в высшую степень. У зрителя есть возможность с разных точек посмотреть на ситуацию.

Фото: Из личного архива/ Константин Солдатов

Да, важно привлекать молодёжь в театр. Театр не должен становиться каким-то музейным пространством, где говорят о прошлом, ностальгируют или читают нравоучения. Есть мнение, что театр должен воспитывать. Кто-то считает, что он - зеркало нашей жизни, другие видят его как кафедру, с которой можно что-то важное, пронзительное сказать этому миру. Для меня театр - это лаборатория, исследование психологии современного человека. Чем он живёт и что его волнует. Театр должен провоцировать, задавать вопросы, этим же снимать напряжение, которое существует в обществе. Тем самым у искусства появляется терапевтический эффект. Театр - подходящее место, чтобы проанализировать - что с тобой происходит. И это касается как старшего поколения, так и молодых людей. Театр - для всех. Это абсолютно демократичное и свободное пространство. И только здесь можно увидеть своего рода срез города. Где ещё вы встретите в одном месте и ребят с зелёными волосами и людей в строгих костюмах? Ведь в основном все социальные площадки разделены по статусу, благосостоянию, возрасту. В театре же могут встретиться люди разного достатка, социального положения, взглядов, национальностей и т.д. И это прекрасно.

- Можно ли создать универсальный спектакль, чтобы был интересен как взрослому, так и подростку?

- Такой задачи нет. Я как раз иду по пути, когда задаю вопросы и сталкиваюсь с разными взглядами на одно и то же событие или мысль. Так же, как и в произведении Шекспира, с одной - взгляд на любовь Ромео и Джульетты людей старшего поколения, с другой - подрастающего. Мы, как родители, можем думать, что дети ошибаются, идут не в ту сторону. Им надо подсказать, их нужно направить. Это было и 500 лет назад, это есть и сейчас. Взрослым кажется, что они умнее и мудрее. А молодым людям хочется любить, развиваться, постигать этот мир так, как они умеют, даже порой неразумно. Когда твой мир не сочетается с тем, что существует вокруг тебя. Но в том и прелесть этого возраста.

Когда делал спектакль думал, было бы здорово, если в зале встретились бы и старшее поколение, и молодёжь. Потом они могли бы обсудить героев, игру актёров, задумку режиссёра. Спектакль мог бы стать связующим звеном, мостиком, темой для разговоров родителей с детьми. Было бы идеально, если бы на него пришли бабушка с внуком, мама с сыном, отец с дочерью. Родители в очередной раз задумались бы о том, чем живёт их ребёнок, что с ним происходит, какие у него проблемы, в кого он влюблён. А, может, у него такой период, когда, наоборот, не хочется ни с кем сближаться.

- А развлекать театр должен?

- Лёгкий жанр, безусловно, должен присутствовать, я и сам его люблю. Есть люди, которые чаще ходят на комедии, а кто-то хочет подумать, помечтать, погоревать. Во время общения зрители говорят иногда мне: «Хотим прийти на мелодраму и поплакать». Но остроумие уместно и в драме, и в трагикомедии. Самоирония уместна в любом контексте.

Молодые и дерзкие

- Как вы выбираете литературный материал, с которым работаете?

- Если речь идёт о современной драматургии, стараюсь читать новые пьесы. Они обычно представлены на разных драматургических конкурсах. Если говорить о классических произведениях, то выбираю те, которые меня впечатлили либо в юношестве, либо в студенческие годы. Иногда вспомнишь пьесу, и сразу цепляешься за неё. Бывает и такое, что смотришь чужой спектакль, и возникает потребность взять этот текст в работу. Видимо, внутри неразрешённый вопрос. Думаю, каждый художник, режиссёр, композитор задаёт себе такой вопрос: а почему я делаю это и именно сейчас. Это потребность времени, социальная или моя внутренняя?

- Вы делаете постановки в разных городах, как молодому режиссёру стать востребованным?

- Надо много ездить и смотреть. Сейчас большое количество творческих лабораторий в разных городах. Так, начинающему режиссёру дают неделю на реализацию идеи  спектакля, т.е. сделать эскиз, набросок. Эта работа и может послужить отправной точкой в диалоге с театром о будущем сотрудничестве. А может остаться пробой пера. Есть также гранты, различные проекты. Словом, возможностей предостаточно. Надо просто интересоваться, знакомиться с людьми. Я вообще сторонник командной работы. Стараюсь искать молодых художников, композиторов. С одной стороны, чтобы от них зарядиться свежей энергией, с другой - помочь им реализовать свою идею.

- С молодыми актёрами работаете?

- Молодые артисты приходят со своим пониманием театра. У них ещё мало  опыта, зато хватает дерзости, чтобы взяться за материал. Например, не каждый состоявшийся артист согласится на роль Ромео. Начинающий же берётся, не понимая что ему предстоит. А предстоит освоить огромное количество текста, мизансцен, выучить танцы, движения, элементы боя. Театр становится всё более синтетическим искусством. Сегодня актёр должен уметь и танцевать, и кувыркаться, и знать иностранный язык и т.д.

- Танцы, спецэффекты, дополнительные смыслы спектаклей - для чего?

- Театр становится технологически продвинутым. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов конкуренцию с интернет-платформами. Во-вторых, никому не интересно смотреть спектакль при свечах. Хорошо, когда на сцене современные световые приборы, проекция, видеоизображения. Как бы там ни было, мы хотим внимания зрителей, стремимся впечатлить публику. И если это впечатление будет, значит, мы достигли цели и можем продолжать развиваться.

Кстати, в Краснодаре интересующаяся и вполне современная публика, а ещё открытая и эмоциональная.

Из чего складывается успех?

- От чего зависит успех спектакля? Постановка удалась - это аншлаги или удачные отзывы критиков?

- Безусловно, это полные залы, а ещё участие в фестивалях, награды и премии. Когда артисты понимают, что занимаются своим делом и растут профессионально. Всё это составные части успеха.

- Как вы относитесь к критике?

- К критике отношусь положительно. Конечно, молодого режиссёра ранит любое критическое слово в адрес его работы. Но со временем понимаешь, что сказанное надо делить пополам, а порой к рецензиям стоит прислушаться и сделать выводы. Считаю, чем больше мнений о постановке, тем лучше. Здорово, когда твой спектакль критикуют, о нём спорят, пусть даже иногда ругают.

- В пандемию изменилась ли роль театра? Как кризис повлиял на творчество?

- В пандемию театр как пострадал, так и утвердил свою позицию. Люди насытились онлайн-общением, просмотром фильмов на интернет-платформах. Когда закончился карантин, люди сразу же пошли на спектакли. В театре по-прежнему аншлаги, его ничем не заменить. Он самодостаточный и, главное, там живое общение. Да, было много онлайн-проектов, которые были по-разному оценены профессиональным сообществом: и положительно, и негативно. Но в любом случае пандемия стала полезным опытом для культуры в целом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах