Пандемия сказалась на всех сферах жизни, но для культуры особенно. Театры были открыты после карантина в последнюю очередь, и до сих пор они работают с ограничениями. Начинается новый сезон, а билеты на многие спектакли уже раскуплены. О том, какие запросы у современного зрителя, в чём успех труппы и допустим ли на сцене мат, «АиФ-Юг» рассказал заслуженный артист Кубани, главный режиссёр Краснодарского театра драмы Арсений Фогелев.
Онлайн не заменил живой встречи
Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Арсений Владимирович, новый театральный сезон открыт - это значит, что театр восстановился после пандемии?
Арсений Фогелев: Постепенно мы ещё только возвращаемся из кризиса, ведь пока заполняемость зала составляет всего 50 %. Но мы рады принимать и такое количество публики. Открыли сезон премьерой прошлого года - спектаклем «Горе от ума». Зрителей ждут также две новые постановки - «Ромео и Джульетта» и «Собачье сердце». После Нового года будет ещё несколько премьер.
- Всё это - плоды пандемии? Чем занимался театр во время ограничений?
- Пандемия до сих пор вмешивается в планы режиссёров и артистов. Не раз были вынуждены отменять репетиции, не состоялась в сентябре премьера - по техническим причинам её пришлось перенести.
Некоторые наработки действительно можно считать плодами кризиса. В прошлом сезоне, несмотря на то, что театры были закрыты с марта 2020-го по январь этого года, мы репетировали, выпускали онлайн-мероприятия, в том числе виртуальный концерт к 100-летию театра драмы. Конечно, планировали отметить это событие более грандиозно, провести его со зрителем реально, но в планы вмешался коронавирус.
- Спектакли онлайн. Полюбились ли они зрителям? Нужен ли такой формат в дальнейшем?
- До сих пор этот формат поддерживается зрителем, в частности, идёт образовательная программа. Актриса нашего театра Татьяна Водопьянова читает лекции, рассказывает о писателях-драматургах.
Хорошо, что мы освоили соцсети и новый формат, но всё же театр - это территория живой встречи зрителя и артиста. Важно, чтобы был контакт. В нём рождаются мысли и чувства.
- Вы являетесь одним из создателей «Одного театра» - крупнейшего независимого театра страны. Что роднит и одновременно рознит его с государственным театром?
- В частном театре больше свободы творчества, в государственном - ответственности. Ведь это тысячный зал, три сцены. Любым театрам, считаю, нужно объединяться, чтобы число в городе зрителей росло, становилось больше театралов. Чтобы театральное искусство становилось доступнее, репертуар рассчитывался на любую аудиторию, будь то дети, подростки, молодёжь или старшее поколение.
- Вы считаете, Краснодар - театральный город?
- Он обладает потенциалом стать ещё более театральным. Краснодар - один из самых быстроразвивающихся городов, в нём могут появляться новые поклонники и любители этого искусства. Считаю, чем больше людей ходит на спектакли, тем успешнее город. Ведь театр - это развитие: духовное, интеллектуальное. Значит, и город становится образованнее, умнее, успешнее.
- Сами часто ходите в театр в качестве зрителя? Бывает ли такое, что вы приходите на постановку и думаете: «А я бы сделал по-другому, лучше»?
- Конечно, часто посещаю спектакли, смотрю их в интернете, выезжаю в другие города. Что касается второго вопроса, такие мысли частенько пробегают в голове. Но это непродуктивные мысли, потому как самое лучше - это прийти в театр и забыть обо всём, быть просто зрителем, который вовлекается в историю. Если такое получается, то это самые прекрасные минуты.
Деньги или признание?
- Успешный театр - тот, который собирает кассу?
- Коммерческий успех, безусловно, играет большую роль. Сейчас государственные театры субсидируются, поэтому зрители могут покупать билеты за небольшие деньги. И это здорово! Значит, больше людей придёт на спектакли. Но есть и второй успех - фестивальный. Важно, насколько театр погружён в общероссийскую театральную систему, насколько его работы оцениваются профессионалами: критиками, театроведами, коллегами из других регионов, столиц. В частности, один из главных фестивалей в России - «Золотая маска», попасть на него престижно для труппы.
- Может ли театр существовать исключительно за счёт продажи билетов?
- Может, но какого формата будет такой театр?.. Бедный, где всё просто и недорого. Если говорим о зрелищных постановках, какие мы привыкли видеть, то без финансирования - государства или спонсоров - это невозможно.
- Как привлечь нового зрителя и нужен ли пиар государственному театру?
- Как привлечь - задача маркетолога, а вот чтобы удержать - театру нужно быть интересным. Нынешнее поколение избаловано сериалами, эпопейными сюжетами. Уже не привлекает, как в 90-х, клиповость. Теперь нужна протяжная, длинная история, которая захватывает, с неожиданными поворотами сюжета, новая трактовка образов и т.д. Человек не приходит в театр просто так, потратить время. Ему нужны эмоции, хочет узнать что-то о себе. И вдруг он переживает какие-то катарсисы и тому подобные ощущения. В этом и есть величайшее достижение. Тогда зритель останется с театром.
Что касается пиара, то нельзя не отталкиваться от того времени, в котором живём. На каждом углу сейчас пытаются что-то продать. Сам театр, конечно, не должен выходить на эту территорию, но маркетологи могут в рамках дозволенного раскручивать его. В каком-то смысле, только самом правильном, театр должен быть модным. Он и был таким в начале XIX века. Это было элитарное место, в советское время театр стал массовой культурой.
- Вы сказали, что ездите на спектакли в регионы. Отличается ли зритель в других городах?
- Безусловно, ментальность у каждого города разная. Где-то зритель аплодирует чуть ли не на каждый выход артиста. Возможно, в Краснодаре тоже была такая традиция, но теперь утеряна со временем. У нас в городе, к примеру, не так часто актёрам дарят цветы. В других регионах - иначе. Где-то создают большие театральные клубы, зрители ждут премьер, обсуждают события. Но есть и, наоборот, абсолютно нетеатральные города.
То, что тебя касается
- Кем вы себя больше ощущаете - режиссёром или актёром? И почему вообще решили сменить направление?
- Направление не менял, по-прежнему играю много ролей, я расширил свою деятельность. Хочу воплощать в жизнь планы и стратегии по творческому развитию коллектива театра и города в целом. Когда я актёр, то не вмешиваюсь в режиссёрский процесс. Хотя иногда могу поспорить, тогда больше узнаю о профессии.
- Что для вас современное искусство? Должно ли оно быть красивым, эстетичным?
- Сложно дать однозначный ответ. На формулировку «современное искусство» рождается встречный вопрос - а что тогда несовременное искусство? Если речь идёт о каком-то виде, который мы так называем, то правильнее ответят искусствоведы. Что же касается театра, то он не имеет права быть несовременным. Даже если на сцене исторические декорации, актёры - в костюмах прошлых эпох, он всегда должен существовать в духе сегодняшнего времени. Театр - не музей, он про то, что происходит здесь и сейчас, а не как было раньше. Зритель пришёл на постановку, и она должна иметь к нему какое-то отношение, как-то его касаться. Позапрошлый век нужно переосмыслить сквозь призму наших дней. Как мы можем сейчас понять жизнь древних греков? Никак, это уже документальность. А вот выяснить, что нас связывает, что общего, какие проблемы были тогда и какие вопросы стоят сейчас - это уже интересно. А театр он, прежде всего, про человека - на фоне истории или отношений. Вообще в каждом спектакле мы говорим о своей жизни, вносим частичку себя, а порой даже больше, ведь всё искусство автобиографично.
Театр - не музей, он про то, что происходит здесь и сейчас. Зритель пришёл на постановку, и она должна иметь к нему отношение, как-то его касаться.
- Сколько лет живёт постановка?
- У нас есть спектакль «Евангелие от Воланда», который идёт с 1994 года. Некоторые постановки существуют не больше трёх лет.
- Как вы считаете, допустима ли нецензурная лексика на сцене?
- Нецензурная лексика в театре запрещена законодательством РФ. Есть много современных произведений, где присутствует русский мат, который произошёл, кстати, не от матерных, а от простых слов, и является обоснованным, усиливает действие. Что ни говори, а нецензурная лексика - это провокация, как и обнажённое тело. Вряд ли в нашей культуре, в русской традиции это может быть естественным. Поэтому это можно использовать, но только в качестве острой необходимости, когда за этим есть смысл и решение. Просто так - нет, бессмысленно.
- Может быть такое, что уже поздно идти в театр?
- Думаю, нет. Никогда не поздно и не рано. Есть даже такое направление, как бэби-театр. Это уже не новинка, но у нас не широко представлено. Когда свидетелями сценического волшебства становятся чуть ли не годовалые дети.
Чтобы в будущем ребёнок, подросток захотел сам прийти на спектакль, он должен в раннем детстве получить «театральную пилюлю». Бывает так, что человек сходил в театр, будучи школьником, и с тех пор больше там не появлялся, так как ему не понравилось. Это потому, что привели его на постановку, не имеющую к нему никакого отношения. Вот почему важно делать творчество про человека.
- С какими мыслями зритель должен уйти после спектакля?
- Хоть с какими-нибудь. Самое плохое, когда зритель через пять минут забывает, где был и что видел. Ощущение от спектакля может быть протестным или острого переживания, несогласия с мнением автора. Зритель может спорить, любить, ненавидеть. Главное - чувствовать.