Имеет ли право водитель BlaBlaCar высадить пассажира?
Резонансный случай произошёл в Краснодарском крае в июле. В интернет попало видео, которое сняла жительница Геленджика, ехавшая с детьми в Сочи. Утверждается, что на BlaBlaCar. Пассажиров согласился довезти молодой мужчина на автомобиле с номерами Алтайского края. Не доезжая до Сочи водитель грубо, за ногу, выволок женщину из салона и оставил её с детьми на трассе. Но имел ли в принципе водитель право высадить пассажирку, с которой он взял деньги за проезд? По просьбе «АиФ-Юг» случай разобрал адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края Александр Макаров.
«В данном случае водитель согласился подвезти пассажира с детьми за определенную сумму, - объясняет адвокат. - Этот водитель не является таксистом и не оказывает услуги по коммерческой перевозке пассажиров. Отношения между ним и пассажиром не регламентируются нормами Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также нормами Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», также не регламентируются положениями Главы 40 ГК РФ (Перевозка). В таких случаях отношения водителя и пассажира регламентируются нормами Главы III Закона РФ от 07.07.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Водитель, взяв деньги за оказание услуги по доставке пассажира с детьми из Геленджика в Сочи, не имел права высадить их помимо воли, не довезя до конечного пункта назначения. Если дети пассажира вели себя в салоне машины шумно, отвлекали водителя от управления транспортным средством, своим поведением создавали угрозу безопасному вождению, и мать детей не реагировала на просьбы водителя успокоить детей, то он мог остановиться на стационарном посту ДПС в пос. Магри или возле патрульного автомобиля ДПС (в случае встречи такового по пути следования) и попросить сотрудников ДПС объяснить пассажирам, каковы могут быть негативные последствия такого поведения как для них, так и для остальных участников движения.
Если дети испачкали салон автомашины продуктами, соками, грязной обувью, либо рвотными массами, то водитель мог потребовать с пассажира доплатить определенную денежную сумму на чистку или химчистку салона. Но в любом случае высаживать пассажира с детьми, не довезя их до конечной точки маршрута, он не имел права.
В настоящее время, в соответствие со ст.29 Закона «О защите прав потребителей», пассажир имеет право потребовать от водителя возврата части денежной суммы, пропорционально той части маршрута, которая она не проехала в машине с данным водителем, а также имеет право полного возмещения убытков в связи с недостатками оказанной услуги.
Также, в соответствие со ст.15 Закона «О защите прав потребителей», пассажир имеет право требования с водителя компенсации морального вреда».