На первый взгляд, самым экономным вариантом путешествия из Краснодарского края в Эстонию представляется железная дорога, а затем автобус, отправляющийся в Таллин из Санкт-Петербурга.
Билеты в оба конца в плацкартном вагоне обойдутся вам примерно в 10 тысяч рублей. Но как я узнала позже, за эти деньги можно было преодолеть такое же расстояние из Таллина до Вены на самолете.
В Таллине медсестры на вес золота
Поначалу мне казалось, что я хорошо подготовилась к путешествию. Заранее посмотрела в интернете расписание рейсов автобусов «Lux Express». И поскольку, как утверждалось, они регулярно совершают поездки в Таллин каждые 1,5-2 часа, билет заранее брать не стала. Такая оплошность обернулась пятью часами потерянного времени, потому что на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга выяснилось, что спрос на билеты очень высокий, и на ближайшие рейсы их уже раскупили. Молодой человек в кассе подсказал, быстрее можно уехать с автовокзала. Воспользовалась его советом и купила билет на авиарейс «ECOLINES».
Все нелепости и неувязки по дороге в Таллин компенсировала молодая попутчица Даша. Она русская, но родилась и выросла в Таллине, где сейчас живут ее родители. В этом году Даша окончила Санкт-Петербургский вуз, получив специальность экономиста. Ей уже предложили хорошую работу в северной столице, поэтому пришлось эстонское гражданство поменять на российское.
«Из моего класса в Таллине остались единицы. Молодежь уезжает работать за границу – больше перспектив и зарплата выше, - рассказывает Даша. – Многие мои одноклассники получили образование и теперь живут в Лондоне, несколько человек – в Испании, Германии».
От таллинцев я слышала, что в городе медсестры на вес золота – многие подались на заработки в соседнюю Финляндию, где их труд оплачивается значительно выше.
Наконец, наш путь в город Старого Томаса подходит к концу. Через семь часов прибываем в Таллин.
Улицы Таллина пахнут свежесваренным кофе
Как и пять лет назад, Эстония покорила отличными дорогами, построенными на деньги Евросоюза, но силами местных строительных компаний. Бросилась в глаза ухоженность полей. Огромные катушки спрессованной соломы от злаковых культур были аккуратно упакованы в специальную пленку и лежали на убранных полях в ожидании погрузки.
Мне удалось поколесить по Эстонии, и практически везде встречались новые велодорожки. Даже в пригородных поездах появились специальные крепления для транспортировки велосипедов. Летом таллинцы активно используют этот вид транспорта для загородных прогулок.
Говорят, накануне моего приезда, температура воздуха была +16. И это в июле! Впрочем, это типичная для эстонского лета температура, поэтому в северной прибалтийской стране так ценят теплую хорошую, а тем более солнечную погоду.
Чтобы поздороваться со старым Томасом, отправляюсь в исторический центр Таллина, на Ратушную площадь. Кто не бывал здесь, поясню, что старый Томас – флюгер в виде фигуры старого воина, который установлен на шпиле городской ратуши. Его возраст очень почтенный – 1530 год.
Так же, как это было много лет назад, даже в советское время, улицы старого города, выложенные брусчаткой, наполнены дурманящим ароматом свежесваренного кофе. А здесь, у средневековых стен, как-то острее ощущаешь его чувственный аромат. В многочисленных летних кафешках мало свободных мест. Часто слышится английская речь. Это туристы.
Туризм – одна из важных составляющих экономики Таллина. Россияне, особенно питерцы, любят проводить здесь рождественские каникулы. Но сейчас в столице Эстонии, кроме достопримечательностей Старого города, которые, в первую очередь, посещают туристы в любое время года, проводятся чисто «летние» мероприятия. Накануне моего приезда прошел уникальный в своем роде национальный певческий праздник, в котором участвовали более 33 тысяч человек. А следом огромная территория Певческого поля была предоставлена для проведения самого крупного в Балтии фестиваля пива. Многодневный марафон по дегустации 225 сортов популярного напитка сопровождался выступлениями различных музыкальных групп и даже мирового джаза.
Южный розарий под открытым небом
Однако мое внимание привлек колоритный праздник Дни старого Таллина. В шествии в национальных костюмах приняли участие горожане от двух лет до пожилого возраста. На них были средневековые одежды, причем каждая из них отражала принадлежность к сословию. И чем оно выше, тем длиннее шлейф платья и носик сапога.
Под звуки старинной национальной музыки костюмированная колонна направилась на Ратушную площадь, где проходила ярмарка древних ремесел. Там можно было купить настоящие произведения искусства, выполненные из дерева, кожи, текстиля и других материалов.
Еще одно удивительное зрелище ждало нас на высоте почти 200 метров. Поднявшись на таллиннскую телебашню, которая, кстати, отметила свое 34-летие, город было не узнать – сплошной лесопарковый пояс окружал башню. Даже частные элитные коттеджи гармонично вписались в единый архитектурно-ландшафтный ансамбль. Оказывается, 75 процентов территории Эстонии занимают леса.
В Таллине есть свой ботанический сад. Теплолюбивые тропические и субтропические растения прячутся там в застекленной огромной оранжерее, в которой искусственные ручейки и компактные водопады поддерживают необходимую влажность.
Но больше удивил розарий под открытым небом, в котором представлено 650 сортов роз. Чтобы вырастить эту красоту в условиях Прибалтики, требуется больше знаний, труда, заботы и терпения, чем, скажем, в благоприятных условиях Юга России.
Дорога после отдыха показалась короче. Мне все-таки удалось приобрести билет до Питера на «Lux Express». Благодаря европейскому сервису с легким завтраком в автобусе, интернетом, просмотром фильмов семь часов пролетели незаметно.