Вскоре после трагедии в Шереметьево в Сочи с разницей в несколько часов произошли два ЧП с пассажирами самолетов. К счастью, в обоих случаях бортпроводники и медики сработали слаженно. В итоге одна женщина поступила в больницу с сердечным приступом, а вторая - с подозрением на аппендицит. «АиФ-Юг» выяснил, на что может рассчитывать пассажир, которому стало плохо прямо во время рейса.
Экстренный случай
Самолет Boeing-747 летел из Москвы в Турцию (Анталью). На борту находилось 513 человек. Неожиданно одна из пассажирок - 64-летняя женщина - почувствовала себя плохо. Было похоже на сердечный приступ. Экипаж самолета принял решение экстренно садиться в ближайшем аэропорту - в Сочи. В восемь утра, когда лайнер приземлился, больную уже ждала карета «скорой помощи», тут же ее увезли в одну из больниц города-курорта. А самолет вылетел в место назначения через два часа.
Следующее ЧП случилось всего через несколько часов. Boeing-757-200 направлялся из Уфы в Шарм-Эль-Шейх (Египет). На борту находились 227 человек. Однако и им пришлось сделать экстренную остановку в Сочи. У экипажа самолета возникло подозрение, что у одной из пассажирок приступ аппендицита. В результате 31-летнюю женщину пришлось госпитализировать. А лайнер полетел дальше.
Когда счет идет на минуты
Как сообщили в пресс-службе «Базэл Аэро», во всех аэропортах есть пункт медицинской помощи, оборудованный всем необходимым. Даже есть специальные лифты для инвалидов, и медики всегда сопровождают пассажира с ограниченными возможностями при подъеме и спуске с борта. Состояние пунктов обязаны проверять регулярно. Кроме того, навыками по оказанию первой помощи должны обладать бортпроводники. Но в сложных случаях самолет приземляется в ближайшем аэропорту, чтобы отправить больного в стационар.
Схема, казалось бы, отработана до мелочей. И тем не менее нередко подобные ЧП заканчиваются трагедией. В июне этого года на борту самолета, летевшего из Еревана в Краснодар, скончался гражданин Армении. Лайнер приземлился буквально через шесть минут после появления угрожающих симптомов. Но уже было поздно. Первоначально причиной называли сердечный приступ. Сейчас в компании сообщили, что пассажир страдал онкологией и летел на лечение. Но организм не выдержал перелета. Все-таки путешествие по воздуху - всегда стресс для человека.
- Бортпроводники, действительно, обязаны изучать навыки по оказанию первой помощи. Более того, они сдают экзамен, и каждые два года подтверждают квалификацию. Но реанимационные мероприятия в число необходимых навыков, которые тренируют бортпроводники, не входят, - говорит руководитель краснодарского отделения школы бортпроводников Людмила Дьякова. - Стюарды и стюардессы могут помочь при анафилактическом шоке, дать какое-то лекарство, подать кислород. На борту каждого самолета обязательно имеется пассажирская аптечка с медикаментами. Понятно, что лекарств на все случаи жизни там нет. Но, конечно, главное в чрезвычайной ситуации правильно оценить состояние человека и вовремя принять решение о посадке в ближайшем аэропорту, где пассажиру должны оказать необходимую помощь. А это не так-то просто. Нужно оперативно среагировать на ситуацию, оказать первую помощь, связаться с диспетчером, который освободит воздушный коридор и сообщит медикам о ЧП. Множество нюансов, от которых зависит человеческая жизнь.
Кстати, по словам Людмилы Ивановны, в истории краснодарских экипажей были случаи, когда на борту принимали роды.