По всей стране региональные редакции ИД «Аргументы и факты» проводят акции в рамках совместного проекта с Минздравом России «Здоровая нация». Одна из таких прошла в Краснодаре 22 ноября. В ГБОУ школа №26 города Краснодара врач-методист центра медицинской профилактики здравоохранения края Александр Горячев выступил перед педагогами с лекцией о детском травматизме и о здоровье школьников в целом.
Только 10% выпускников здоровы
«На здоровье человека влияют пять факторов: наследственность, экология, пол, система здравоохранение государства, образ жизни, - объяснил спикер. – Если рассмотреть в процентном соотношении, то, по данным ВОЗ, на 10-15% оказывает влияние наследственность, примерно столько приходится на экологию, пол и здравоохранение, а 50% зависит от образа жизни. Тот образ, который формируется в детском возрасте, на 90% определяет дальнейшую судьбу ребенка, его здоровье как физическое, так и психологическое. Когда ребенок приходит в школу, у него, как правило, уже сформированы устойчивые привычки, которые имеются в его семье и ближнем окружении. Дети, особенно в раннем возрасте, усваивают навыки, подражая взрослым, на бессознательном уровне. Наши увещевания, что такое хорошо, а что плохо, не доходят до сознания ребенка. Школа предъявляет серьезные требования учащимся. Это нагрузки неблагоприятно отражаются на здоровье ребенка. Тем более в юном возрасте, когда формируются органы и системы. К концу обучения количество хронически больных детей значительно увеличивается. Есть данные, что только 10% выпускников можно считать относительно здоровыми».
Чтобы сохранить здоровье школьника, по словам специалиста, нужно соблюсти четыре условия: правильное питание, рациональная физическая нагрузка, соблюдение режима дня, отсутствие вредных привычек.
«Глядя на характер питания современного ребенка действительно приходишь к неутешительным выводам, - продолжает специалист. - В идеале оно должно быть сбалансированным, разнообразным, богатым витаминами. Все это знают, но часто не выполняют. Есть нужно 4-5, а еще лучше 6 раз в день. Продукты должны включать белки, жиры, углеводы, овощи, фрукты. В рационе ребенка должно быть минимум легкоусвояемых углеводов, о фаст фуде не может быть и речи.
По моему мнению, даже в рекламных роликах по федеральным каналам должны демонстрировать не детей с колбасой и сосисками, а больше говорить о пользе, например, овсяной каши, о фруктах и овощах. Противостоять этой рекламе и социальному давлению, когда на каждом шагу шаурма, бургеры, которые не только не добавляют здоровья, а попросту губят его, сложно.
В то же время современные дети страдают гиподинамией, ведут малоподвижный образ жизни. Это тоже обусловлено образом жизни, особенно городских людей. Недостаточное физическое развитие приводит к уязвимости детей не только в физическом отношении, у них слабый иммунитет, но и в психологическом, неврологическом плане. Регулярная спортивная нагрузка снимает тот хронический стресс, который испытывает ребенок при обучении. Три урока в неделю физкультуры все-таки недостаточно. Ребенок по своим психофизиологическим показателям, особенностям испытывает потребность к физической активности. Если это не реализуется, появляются проблемы со здоровьем».
Во многих семьях дети живут по распорядку родителей: поздно ложатся спать, засиживаются допоздна перед телевизором или с гаджетами. Доктор рассказал, насколько важно ребенку соблюдать режим дня. Обязательно должно быть время для отдыха. Дети и так перегружены с одной стороны школьными уроками, с другой стороны всевозможными дополнительными занятиями и секциями. Если нет хотя бы свободного часа, ребенок испытывает перегрузку. Нельзя забывать и о полноценном сне. Детям 7-11 лет для отдыха необходим 10-часовой сон, старшеклассникам нужно спать минимум 8 часов. Хронический недосып рано или поздно приводит к проблемам со здоровьем. За час до сна лучше отключить гаджеты, а в идеале прогуляться на свежем воздухе.
На уроках должно быть безопасно!
Что касается травматизма в школе, то тут наиболее высокие риски у детей младшего школьного возраста.
«Это зависит от особенности их психоэмоционального развития, спонтанности, энергичности, - говорит эксперт. - Есть такое понятие в охране труда – опасные производственные факторы. Вот в школе к ним относятся: плохо закрепленные на территории учебного учреждения водосточные трубы, сломанные ступеньки, разбитые стекла, открытые люки колодцев. В кабинетах опасные производственные факторы: сломанные пороги, плохо закрепленные стенды, поврежденные парты, не закрепленные шкафы, цветы, предметы на шкафах и полках, слабые крепления стульев, отсутствие проходов, сломанные ручки шкафов, выступающие болты, шурупы, кнопки. У педагогов должен быть настороженный взгляд на любой предмет и понимание, каким образом он может нанести вред здоровью.
Случаются в школе растяжения, ушибы, реже переломы. На уроках химии и физики возможны ожоги, химические травмы. Профилактикой школьного травматизма является гармоничное физическое развитие ребенка. Физически крепкие дети меньше подвергаются отрицательным воздействиям со стороны и лучше адаптированы к окружающим».