Примерное время чтения: 8 минут
361

Биржа или службы безопасности? Какие схемы используют мошенники

«АиФ-Юг» № 12 23/03/2022

Вряд ли есть в России хоть один человек, который не слышал в телефонной трубке слова мошенников: «Вас беспокоит служба безопасности банка» или «Ваш сын совершил аварию». И многие после таких разговоров лишались денег. В том, как меняются схемы мошенников и как им противодействовать, разбирался «АиФ-Юг».

Не выходи с платформы

Краснодарец Александр Семёнов (фамилия изменена) решил продать на известной интернет-площадке объявлений старый фотоаппарат. Через пару дней на Вотсап пришло сообщение: «Заинтересовались вашим фотоаппаратом, можете сделать доставку?»

«Я замялся, мол, никогда не делал этого, но собеседник написал, что всё просто, тут и товарищ рядом подтвердил, - вспоминает мужчина. - Опять же в Вотсап скинули ссылку, где надо было ввести номер карты и код и тогда якобы придут деньги. Ввёл - а они с карты списались. Тут уже всё понял, сразу позвонил в банк - буквально несколько минут прошло. В банке сообщили, что отменить транзакцию не могут, но карту заблокировали. Самое интересное, что объявление ещё висит - и снова мошенники с такой же схемой обращались».

По словам заместителя начальника отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павла Гензерского, именно на такие преступления, их ещё называют scam-мошенничествами (scam в переводе с английского «афера, мошенничество», так называют обман в интернете. - Прим. ред.), чаще всего жалуются кубанцы. Причём мошенникам неважно, продаёт человек товар или услугу или покупает.

«Преступники выманивают жертв в мессенджер вне самой платформы, так как на них стоит антифрод системы (механизмы, проверяющие на предмет подозрительности с точки зрения мошенничества и предлагающие рекомендации по их дальнейшей обработке. - Прим. ред.), - описывает схему Павел Гензерский. - Затем присылают человеку фишинговую ссылку с формой заказа, куда надо ввести данные банковской карты. Она визуально имитирует оригинальный сайт, а адрес может отличаться одной буквой или знаком препинания. В итоге с пострадавшего списываются деньги, причём это может происходить несколько раз».

«При покупках на сайте объявлений важно никогда не переходить на сторонние сайты или мессенджеры, - объясняет правила безопасности представитель пресс-службы популярного сайта объявлений по ЮФО и СКФО Жанна Чичерова. - Не надо передавать свои личные данные чужим людям. Мы пытаемся максимально обезопасить продавцов и покупателей. Все объявления проходят автоматическую и ручную модерацию. Предотвратить утечку данных пользователей помогает двухфакторная идентификация, в феврале мы ввели верификацию через портал Госуслуг».

Фото: АиФ-Юг/ Алена Середа

Инвестиции и задаток путанам

По подсчётам полицейских, среди всего объёма совершённых в крае мошенничеств с применением IT-инструментов, на scam приходится около половины. Примерно 35%  - звонки из «служб безопасности банков». Все они совершаются с помощью IP-телефонии, то есть номер может быть подделан под реальный банковский, а отследить откуда идёт звонок практически невозможно. В 2021 году стало расти число мошенничеств, связанных с инвестициями и игрой на бирже.

«Когда ещё не была заблокирована известная соцсеть, мошенники запускали там таргетированную рекламу и, маскируясь под известные банки, предлагали заработать на инвестициях, - рассказывает о принципе обмана Павел Гензерский. - Когда жертва оставляет заявку, с ней связывается «финансовый консультант».

Дальше под руководством «консультанта» человек устанавливает себе на смарфтон или компьютер программу удалённого доступа, электронный кошелёк, регистрируется на мошеннической платформе, рост процентов на которой создаёт искусственную картину благополучной инвестиции.

«Порой на начальных этапах мошенники даже позволяют некоторым вывести небольшие суммы, - продолжает Павел Гензерский. - Но делают это для завлечения - люди, увидев отдачу на небольших деньгах, потом увеличивают «вклады». Общение с мошенником может длиться месяцами, а ущерб достигает 15 млн рублей».

Бывают и необычные схемы. Так, кубанские полицейские раскрыли группы, которая размещала в интернете анкеты женщин, якобы оказывающих интимные услуги за деньги. Когда по объявлениям звонили потенциальные клиенты, то мужчины имитировали женский голос и просили сбросить на карту задаток. Работали, что называется, с колёс - звонили из автомобилей, припаркованных на стоянках торгов-развлекательных центров.

Прививка против манипуляции

Полицейские отмечают, что чаще всего жертвами мошенничеств, совершённых с использованием IT-технологий, становятся люди старшего поколения. Так как же уберечь себя и близких от обмана?

Кризисный психолог  Анна Бзыкова отмечает, что все мошенники - хорошие манипуляторы. А их схемы легко укладываются в одну: звонок с проблемой, которая вызывает сильные эмоции, в первую очередь страх. Например, мошенник сообщает, что близкий человек стал виновником аварии и может попасть за решётку или банковский счёт взломали.

«Страх сужает сознание, картину мира, - объясняет психолог. - Без терминов тут не обойтись, но наша голова так устроена - надкорковые структуры отвечают за эмоции, кора головного мозга - за контроль, осознание. И вместе работать они не могут - когда человек на эмоциях, он не способен думать логически. После обозначения проблемы, вызвавшей сильные эмоции, мошенник предлагает решение, главное в котором - всё надо делать быстро, не задумываясь. Механизм противодействия этому - возможность остановиться, положить трубку. Пауза - прививка против манипуляции. Это простой, но действенный инструмент».

Анна Бзыкова предлагает в тех местах, где пожилые родственники держат телефоны, оставлять памятку с простыми инструкциями. Если звонят якобы из банка - положи трубку. Если по телефону что-то объясняют, предлагают - скажи, что нужно посоветоваться, и положи трубку.

«Бабушки и дедушки должны уметь сказать незнакомому по телефону, что им нужно подумать, услышать рекомендации родственников, и положить трубку, - говорит психолог. Советует провести своеобразный тренинг - позвонить близкому человеку с незнакомого номера и посмотреть, как он будет себя вести».

В полиции добавляют, что в банках есть сервисы, которые позволяют контролировать операции близких людей. А голосовые помощники могут защищать от звонков мошенников и спамеров.

Схемы меняются

Начальник Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник полиции Александр Бондарев:

«Тема преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, социально значима, так как они наносят существенный ущерб кубанцам. Краснодарский край привлекает мошенников из других регионов и даже стран тем, что у жителей Кубани хорошие доходы. Количество таких преступлений последние пять лет неуклонно растёт, раскрывать их непросто. И возместить ущерб, когда деньги уходят в виртуальные банки, на криптовалютные счета, то есть за пределы России, шансов немного. Чаще всего потерпевшими становятся люди старше 45 лет.

Согласно данным Информационного центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю, по итогам 2021 года количество зарегистрированных преступлений, совершённых с использованием средств мобильной связи и сети интернет, увеличилось с 13 392 (в 2020-м году) до 14 393. Из них 3704 преступления совершены под предлогом звонка от представителей службы безопасности банка.

Классический способ обмана с телефонным звонком «Родственник попал в беду» уходит в прошлое, зато получают распространение мошеннические предложения заработка на бирже криптовалют и инвестициях, звонки с подменных номеров из «служб безопасности банка» или «правоохранительных органов».

Чтобы победить IT-мошенников, надо проводить их профилактику, то есть повышать финансовую грамотность населения. Если меньше людей будет ловиться на крючок преступников, то у полиции будет больше времени и ресурсов на раскрытие оставшихся случаев. Да и суды в последнее время дают мошенникам реальные сроки».

Как отличить благотворителя от обманщика?

Руководитель БОО Союз женщин Прикубанского округа Юлия Жигулина:

«Пандемия и самоизоляция вызвали массовый уход в сеть. И вместе с теми, кто реально помогает людям, в интернет ринулись и мошенники. Так как отличить настоящих благотворителей от обманщиков? Для начала надо посмотреть сайт благотворительной организации (БО) и найти устав в  разделе «документы». Если там написано, что организация имеет право вести благотворительную деятельность - это первый положительный звонок. Также на сайте указан номер свидетельство о регистрации в Министерстве юстиции РФ, по нему можно проверить отчётность БО на сайте министерства.

Общение с мошенником может длиться месяцами, а ущерб достигает 15 млн рублей.

БО собирают деньги только на расчётный счёт либо в своём офисе, либо в боксы,  установленные  в учреждении, с которыми есть договор. На личные счета и карты могут собирать деньги родственники и знакомые больного ребёнка, но в таком случае лучше проверять всё. Поэтому переводить деньги на карты не стоит, исключение - если вы лично знаете семью, да и то лучше позвонить и проверить, верные ли реквизиты указаны на сообщении».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах