Примерное время чтения: 8 минут
967

Подмена номеров и сайты-двойники. Как не попасть на интернет-мошенников

«АиФ-Юг» № 6 10/02/2021

Жители России каждый день перечисляют телефонным аферистам и интернет-мошенникам сотни тысяч рублей. Несмотря на кажущуюся очевидность распространённых схем, люди снова и снова продолжают попадаться на уловки жуликов. Более того, дистанционные кражи приобретают небывалый масштаб. За 2020 год на территории одного только Краснодарского края зарегистрировано 19 тысяч таких преступлений. Какие новые способы обмана появились, рассказывает «АиФ-Юг».

«На вас оформлен кредит»

Телефонное мошенничество стало одним из самых распространённых цифровых преступлений. По исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с января по декабрь 2020 года телефонные аферисты и онлайн-мошенники похитили у россиян почти 150 млрд рублей, при этом чаще всего люди сталкиваются с махинациями с банковскими картами. По данным пресс-службы ГУ МВД России по Краснодарскому краю, за прошлый год в Краснодарском крае зарегистрировано 19 тысяч преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, из них порядка 16 тысяч - это так называемое дистанционное мошенничество, кражи с банковской карты. Таким образом, на 100 тысяч населения приходится около 300 преступлений.

Одна из самых распространённых схем - когда звонит якобы сотрудник банка и говорит, что по вашему банковскому счёту или карте проходит некая сомнительная операция. Вам предлагают что-то сделать, чтобы эту банковскую операцию остановить.

«Мне сообщили, что по ошибке на меня оформлен кредит и чтобы аннулировать займ, деньги нужно перевести на резервный счёт банка, - рассказывает краснодарка Ольга Попова. - Продиктовали номер карты, и я отправила туда средства. Причём, звонок был с номера 900. От этого же абонента пришло сообщение о зачислении мне суммы. Я была в полной уверенности, что разговариваю с представителями банка. Через какое-то время со мной снова связались и опять стали рассказывать об ошибочном зачислении кредита. Снова, ни секунды не сомневаясь, стала выполнять всё, что мне диктовали. Не знаю, гипноз это был или моя глупость, но так отдала мошенникам полмиллиона рублей. Очнулась только на третий день. Теперь на мне два кредита, которые буду выплачивать в ближайшие три года».

«В нашей практике есть случаи, когда высокообразованные люди, имеющие большой стаж работы на государственной службе, в течение недели перечисляли мошенникам до десяти миллионов рублей. Удивительно, что перечисляя такую огромную сумму, граждане даже не обратились в банк и не поинтересовались, зачем и куда уходят деньги, - комментирует ситуацию начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковник полиции Александр Бондарев. - Ежедневно мы фиксируем от 20 до 50 случаев преступлений с использованием IP-телефонии. Обычно потерпевшие - это люди с высшим образованием, которые в силу каких-либо причин доверяют мошенникам. Как правило, злоумышленники знают, как себя вести, как разговаривать и на что надавить. Например, предупреждают, что разговор будет записываться, имитируя беседу с банковским работником. Запомните, ни одна служба безопасности банка никогда не позвонит клиенту и не скажет, что счёт заблокирован. Поэтому рекомендация одна - как только увидели странный номер, услышали, что это сотрудник банка, незамедлительно прерывайте разговор».

«Ваш сын в беде»

Есть и более традиционные, но не теряющие свою эффективность способы обмана. К примеру, звонок внука или сына. Пожилым людям звонит лжевнук и сообщает, например, что стал виновником ДТП. Деваться некуда - надо заплатить немедленно. Взволнованные бабушки и дедушки перечисляют требуемую сумму. Лидия Семёнова из Кропоткина попалась на похожую схему.

«Дело было днём, - рассказывает пенсионерка. - Вдруг зазвонил мой мобильный телефон. Мужчина представился сотрудником полиции и сообщил, что мой сын задержан с наркотиками. Чтобы откупить его, предложили перевести 50 тысяч рублей. Сама не понимаю, как поверила незнакомцам. Мой сын ведёт здоровый образ жизни, не пьёт, не курит, у него благополучная семья. Со мной случился шок. Так занервничала, поднялось давление от этой страшной новости. Такой суммы у меня не было, набрала 16 тысяч рублей и побежала к банкомату, зачислила деньги на номер, который мне в трубке продиктовали. Всё это время мошенники висели на том конце провода, не давали мне ни минуты опомниться. Всё произошло, как в тумане. Как только последняя купюра ушла, звонок сбросили. Буквально через 10-15 минут, возвращаясь домой, я встретила сына. Конечно, никто его не задерживал».

По данным одного из банков, 40-50 % случаев дистанционного мошенничества совершаются из тюрем. Заключенные создают в зонах целые колл-центры и с утра до ночи атакуют людей звонками. С мошенниками борются: изымают телефоны при попытках передачи, скоро в зонах начнут ставить так называемые глушилки сотовой связи.

«Часто бывают случаи, когда телефоны передают родственники во время свиданий, - комментирует ситуацию начальник пресс-службы УФСИН России по Краснодарскому краю Андрей Адамов. - Недавно адвокат пытался пронести на территорию СИЗО гаджет и наушники. Находим запретные предметы в посылках, продуктовых передачах. На днях изъяли телефон, который был спрятан внутри шарикового дезодоранта. В Краснодаре местный житель пытался перебросить девять мобильников на территорию исправительной колонии. В Апшеронске мужчина пытался перебросить пять телефонов. За попытку доставки запрещённых предметов на территорию исправительного учреждения виновные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ».

«Деньги вперёд»

Часто людей обманывают через сайты бесплатных объявлений. Такие мошенничества делят на две категории. Обманул продавец: мошенник размещает объявление о продаже товара. Когда с ним связывается потерпевший, убеждает его в необходимости предоплаты, а товар не отправляет. Обманул покупатель: мошенник, просматривая объявления о продаже, выбирает потенциального потерпевшего, начинает общаться, получает доступ к реквизитам карт под предлогом перечисления предоплаты и похищает деньги.

Так житель Горячего Ключа нашёл на одном из популярных сайтов объявление о продаже наушников, перечислил на карту продавца 8 500 рублей, а товар так и не получил. Преступление раскрыли. Как оказалось, у продавца вообще не было этих наушников. 21-летний житель Свердловской области нашёл в интернете фотографию и сочинил объявление.

В Новороссийске мужчина лишился 90 тысяч рублей. Также на сайте объявлений он искал бригаду для отделочных работ в своём строящемся доме. Откликнулся житель Калининского района. Получив предоплату и деньги на материал, он перестал выходить на связь.

Интернет - поле деятельности для аферистов. Они искусно создают и сайты-двойники. Визуально ресурс выглядит как реально существующий известный официальный сайт, разница лишь в доменном имени. Здесь надо быть особенно осторожными.

«Я планировала купить сыну велосипед. Зашла на сайт производителя, но меня смутили большие скидки, - рассказывает жительница Сочи Анастасия Вострикова. - Я уже знала примерную цену двухколёсного коня - от 30 до 35 тысяч рублей. Но на этом ресурсе, который точь-в-точь был похож на оригинальный, стоимость была в два раза ниже. Потом я нашла аккаунт магазина в соцсети, где пользователи рассказывали, что попались на удочку мошенников на сайте-двойнике. Причём, это была не одна история».

Как защититься?

«Операторы прикладывают все возможные усилия, чтобы защитить клиентов от телефонного мошенничества, - объясняет директор регионального отделения сотового оператора Игорь Остатюк. - Нашим абонентам доступна услуга, при подключении которой можно увидеть на экране названия компании или предупреждение о том, что звонок может быть нежелательным. Также можно проверить любой мобильный номер, узнать, какому региону и какому мобильному оператору он принадлежит, и принять решение о контакте с этим номером.

Чтобы защитить абонентов, разработали решение, которое позволяет предотвратить хищение средств с банковского счёта в случае звонков мошенников. Система определяет подозрительные вызовы, поступающие клиентам финансовых организаций, и в режиме реального времени предупреждает об этом сотрудников банка, они в свою очередь могут приостановить операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом. Сервис также можно информировать банк, если в его контактный центр поступает звонок с подстановкой номера существующего клиента. В 2020 году мы предотвратили 1,88 млн звонков по всей стране с подменой телефонного номера на номера различных банков».

Как только увидели странный номер, услышали, что это сотрудник банка, незамедлительно прерывайте разговор.

«Главная защита от мошенников – внимательность, - говорит генеральный директор компании по расследованию киберпреступлений Николай Дорин. - Настоящий банковский служащий никогда не спросит срок действия карты, CVC-код, логин и пароль от мобильного банка, одноразовый пароль из смс-сообщения, не предложит перевести деньги на некий резервный счёт. У банков вообще нет никаких безопасных счетов. Единственный механизм предотвращения сомнительный транзакций и переводов - блокировка счёта. Но не все люди, к сожалению, об этом знают, а мошенники пользуются. Они действуют, как правило, настойчиво, давят на ограничение сроков, говорят, что нужно решать всё здесь и сейчас.

Надеяться, что когда-то мы будем стопроцентно защищены от кибер-мошенников, не приходится. Они будут придумывать новые схемы и способы обмана. Не теряйте бдительность, даже если позвонили с реального телефона банка, того, что указан на карте или на официальном сайте финансового учреждения. Мошенники могут имитировать звонок с любого телефона - есть технологии подмены номера».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах