Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону 12 февраля начал рассматрение дела о теракте на Крымском мосту. На скамье подсудимых восемь человек, которых обвиняют в том, что осенью 2022 года они организовали на дорожноом объекте теракт. В результате взрыва погибли пять человек, а сам мост оказался сильно поврежден. Вспоминаем одну из самых страшных трагедий в современной истории России.
Ответят по закону
Перед судом предстали обвиняемые Александр Былин, Олег Антипов, Дмитрий Тяжелых, Артем и Георгий Азатьян, Роман Соломко, Владимир Злоба и Артур Терчанян. Они - граждане России, Армении и Украины. До этого, как объяснил журналистам председатель СК России Александр Бастрыкин, правоохранители установили всех подозреваемых, допросили и дали возможность фигурантам и их адвокатам ознакомиться с материалами дела. Зимой 2024 года Бастрыкин заявил, что расследование полностью завершили.
Сегодня, 19 февраля, в закрытом режиме проходит очередное заседание. Как сообщили РИА Новости со ссылкой на представителя Южного окружного военного суда, потерпевшими по делу признаны 92 человека.
Ранее стало известно, что все восемь подсудимых по делу о теракте на Крымском мосту не признали вину.
25 вагонов сгорели
Утро 8 октября 2022 года оказалось одним из самых страшных для всех жителей России. Никто не подозревал, что тот субботний день обернется большой человеческой трагедией. Ничего не подозревающий водитель грузовика заехал с грузом на Крымский мост. Под автомобилем была закреплена взрывчатка, которую привели в действие на середине пути. От мощного взрыва обрушились два пролета автомобильной части моста и загорелись семь цистерн соседнего грузового поезда. Помимо водителя грузовика погибли еще три человека.
К месту ЧП незамедлительно прибыли спасатели, сотрудники СКР, врачи. Правоохранители начали разбираться в случившемся. Мост был перекрыт почти весь день. Не курсировали и поезда. Приостановили даже работу Керченской паромной переправы. К вечеру автоинспекторы организовали на объекте реверсивное движение для машин. Остальные виды транспорта тоже запустили.
Во время допросов очевидцы и участники происшествия восстановили трагичный день почти полностью. Как рассказали машинист Юрий Квашнин и его помощник Виктор Прошин, они выехали на грузовом поезде по маршруту Тамань-Пассажирская. Взрыв до них донесся, когда состав из 59 вагонов подходил к аркам моста. Специалисты выглянули в окно и увидели, что полыхает цистерна ближе к «хвосту» поезда. Машинисты отсоединили 25 горящих отсеков, чтобы спасти остальные. В попытках отделаться минимальными повреждениями сотрудники локомотивного депо закрепили охваченные огнем цистерны. Позже журналистам Юрий Квашнин и Виктор Прошин свой поступок прокомментировали так:
«Мы не думаем, что совершили нечто сверхъестественное. Уверены, что на нашем месте так бы поступил каждый».
Чей грузовик?
Через несколько часов после взрыва представители прессы выяснили кому принадлежал подорванный грузовик. Им оказался житель Краснодара Самир Юсубов. Предполагается, что в день трагедии мужчина был не в России. В социальных сетях Самир опубликовали видео, где заявил, что не считает себя причастным к ЧП.

Тогда репортеры писали, что водитель грузовика получил в Сети заказ на доставку удобрений. Рассматривались версии, что ничего неподозревающего мужчину фигуранты просто использовали в своих целях.
Выяснилось также, что родственники Юсубовых живут в Казани. Они рассказали, что дядя Самира возил фрукты и продукты, работал на Колхозном рынке краевого центра. В Краснодарский край он переехал за два года до теракта.

Второй теракт
С 20 октября спасатели начали разбирать поврежденные пролеты моста. Работы не останавливались даже ночью. Следом специалисты отремонтировали конструкции. Примерно через 40 дней водители поехали по восстановленному мосту. Кстати, ремонт закончили раньше обозначенных сроков. Что касается поездов, то они также досрочно возобновили движение весной 2023 года. Тогда в соцсетях вице-премьер Марат Хуснуллин писал, что «строители совершили настоящий подвиг». По его словам, благодаря самоотверженной работе бригад на 1,5 месяца раньше срока открыли автомобильный проезд и железнодорожную часть моста.
К сожалению, летом 2023 года на Крымском мосту произошел второй теракт. Рано утром 17 июня губернатор края Вениамин Кондратьев и глава полуострова Сергей Аксенов рекомендовали россиянам отложить поездку в Крым, выбрать другой маршрут. Но это не помогло избежать многокилометровых пробок на подъезде к мосту. В тот день со стороны Темрюкского района развернули оперштаб для координации действий всех служб и помощи водителям.
Позже выяснилось, что из-за ЧП погибли супруги из Белгородской области. Уцелела только их 14-летняя дочь. Школьницу вертолетом доставили в Краснодар. Тут же ее увезли в реанимацию, где за ее жизнь боролись местные врачи. Девочка выжила, ее выписали в конце июля 2023 года. Пациентку забрали родственники.

Восстановили досрочно
В Национальном антитеррористическом комитете объяснили, что Крымский мост атаковали с помощью двух надводных беспилотников ВСУ. Следователи возбудили уголовное дело о теракте. В результате происшествия опоры моста остались целыми. Конструкция пролетов тоже не была повреждена. Не выдержали взрывной волны только полотна на пролетах со стороны Крыма.
В итоге железнодорожное сообщение по мосту останавливали примерно на пять часов. В ночь на 18 июля по крайней правой полосе в направлении Тамань - Керчь автоинспекторы открыли реверсивное движение.
Марат Хуснуллин приехал на место ЧП, чтобы лично оценить масштаб повреждений. Позже в своих соцсетях он написал, что к 15 сентября будет восстановлено движение по одной стороне, а к 1 ноября – по второй. В итоге строители сумели отремонтировать Крымский мост почти на три недели раньше обозначенного срока. С тех пор объект работает в штатном режиме.